Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Грузовики сбавляют скорость


Рынок коммерческих автомобилей после драматического падения в 2013–2015 годах, казалось бы, вновь выехал на хорошую дорогу и набирает скорость: продажи грузовиков в России устойчиво росли с весны 2016-го. Однако вторая половина года нынешнего оказалась не очень удачной: вот уже четыре месяца подряд продажи показывают отрицательную динамику. В августе и сентябре было продано соответственно 6300 и 6400 грузовых автомобилей, что на 19% и 11% меньше, чем в августе и в сентябре прошлого года. А по итогам октября объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 7700 единиц, на 3,4% меньше, чем в октябре 2017-го. И хотя по итогам десяти месяцев общий рост продаж грузовых машин в России составил 5,9% (64,6 тыс. единиц), многие стали задавать вопрос: не стоит ли участникам рынка готовиться к очередному кризису?

Три года спад, два года подъем

2013–2015 годы производители и продавцы коммерческих автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи рухнули в два с половиной раза — со 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м (см. график 1). Но с весны 2016-го коммерческий транспорт вновь начал уверенно набирать обороты: по итогам этого года рынок вырос на 4%, до 53,3 тыс. штук, а в 2017 году продажи увеличились еще на 50%, до 80,1 тыс. единиц.

Главная причина активизации спроса на грузовики предыдущие два года была связана с эффектом отложенного спроса: предприятия больше не могли латать дыры в своем автопарке и экономить на его обновлении. Ведь для многих компаний надежные, функциональные и исправные коммерческие автомобили — это важный элемент бизнес-процессов: устаревшая техника уже не может вовремя доставлять грузы, из-за участившихся поломок их владельцы рискуют нести убытки. Наряду с этим развивались новые рынки и направления бизнеса, в частности интернет-торговля. Все это до недавнего времени рождало спрос на новые коммерческие автомобили и толкало рынок вверх.

Примечательно, что поначалу успешнее всего пробуждались после спячки российские производители грузовиков. Так, по итогам 2016 года, по данным компании «Автостат», первые две строчки в рейтинге самых продаваемых марок грузовиков уверенно занимали российские КамАЗ и ГАЗ, неплохо смотрелись также «Урал» и белорусский МАЗ. КамАЗ в позапрошлом году увеличил продажи на 15%, а ГАЗ почти на 3%, и в совокупности продажи этих двух брендов по итогам 2016 года занимали более половины всего рынка грузовиков в стране.

Еще лучше положение российских производителей грузовиков стало после девальвации рубля, поскольку разрыв в цене на отечественные и иностранные грузовые машины стал ощутимым. Росту популярности отечественных грузовиков способствовало и государство, которое предлагало программы стимулирования спроса, в частности льготы на приобретение в лизинг грузовиков, произведенных в России.

Одновременно и сами российские автопроизводители прилагали немало усилий для того, чтобы покупатель сделал выбор в их пользу. Так, на КамАЗе в позапрошлом году начата сборка тяжелых грузовиков н