Почем берешь
Далеко не все платформы готовы делиться цифрами оборота. Но арт-маркетплейс BIZAR, входящий в топ-3 выдачи «Яндекса» при запросе «купить современное искусство онлайн» рассказал , что продажи прошлого года составили 40 млн рублей, а оборот 2023 года растет в два-три раза относительно 2022-го. Получается, что в этом году оборот рынка современного искусства в России уже достиг минимум 80–120 млн рублей только на этой площадке.Самая дешевая работа на BIZAR — графика Андрея Сяйлева «Бумага белая», стоит 500 рублей, а самая дорогая — абстракция «Послание для остающихся в вечности» художника Romanoz за €55 тыс. (по курсу ЦБ на 24 ноября это 5,2 млн рублей). Можно предположить, что такие обороты связаны с доступностью искусства для начинающих коллекционеров, у которых пока нет лишних сотен тысяч на серьезные работы.
У TEO by Cosmoscow продажи в 2023 году выросли примерно на 30%, сказали в пресс-службе платформы. В среднем работы на платформе стоят порядка 7 тыс. рублей, но самая дешевая из найденных на сайте корреспондентом — «Без названия 2» Алексея Старкова из серии «Аффекты и желания» — 4 тыс. рублей.
Больше всего на онлайн-площадках между собой конкурируют графика (в том числе тиражная) и живопись. Так, у Cube.Market в 2023 году купили 45,9% авторской графики, 42,6% — тиражной и всего 6,6% — живописи. Это объясняется в том числе и тем, что в каталоге площадки графики действительно больше, да и начинается ее стоимость от 1300 рублей.
А вот на BIZAR, кажется, целенаправленно идут за живописью — здесь ее приобрело 58,5% покупателей, тогда как счастливыми обладателями графики стали около 30% пользователей (16,5% — авторская графика, 10,7% — тиражная). У Elephant in the Louvre общие продажи живописи и графики составляют 50%, наблюдается тенденция повышенного интереса к скульптуре и керамике.
— Если все проданные в прошлом году работы были живописными или предметами тиражного искусства, то 50% купленных в 2023 году работ — это керамика, скульптура, — сказала соосновательница онлайн-галереи Elephant in the Louvre Рузанна Оганесян.
Ассоциация галерей (АГА) рассказала «Известиям», что чаще покупают офлайн: согласно данным за ноябрь 2023 года, это живопись (28,8%), графика (21,9%), арт-объекты и скульптуры (15,2%), лимитированные тиражи (14,5%), фотография (11,1%). Меньшей популярностью пользуются инсталляции или выставки целиком (5,7%), видео-арт (2,3%) и NFT (0,5%).
Растут как грибы
Закономерно, что на фоне постоянно растущего интереса к покупке современного искусства рынок обратился к онлайн-продажам: если раньше маркетплейсы существовали для покупки одежды, предметов быта или продуктов с доставкой на дом, то теперь появились и так называемые арт-маркетплейсы. Только за последние полгода на российском арт-рынке заявили о себе три новых: Cube.Moscow, Elephant in the Louvre и SUPERMARTKET, позиционирующий себя как онлайн-галерею, а не маркетплейс, но тоже продающий искусство.Глава галереи Serene и экс-директор по коммуникациям аукционного дома Phillips коллекционер Александр Бланарь считает, что популярность арт-маркетплейсов не связана с тем, что людям стало лень ходить за искусством в галереи. По его мнению, эта аудитория продолжает посещать выставки: «Там они тренируют насмотренность, а с ней обретают уверенность в покупке работ онлайн».
Бланарь считает, что продажа искусства онлайн сокращает расстояние между покупателем и объектом как физически (выставил параметры — кинул в корзину — заказал — приехало), так и финансово.
— На мой взгляд, рост числа таких площадок связан с появлением молодых художников, которые недорого продают свои работы. По большей части на этих платформах ты покупаешь именно такое искусство: тиражную графику, фотографию. Я думаю, это про доступность искусства для нового поколения коллекционеров, — подчеркивает Бланарь.
Действительно, в среднем возраст сегодняшнего потребителя современного искусства варьируется от 25 до 34 лет — на Cube.Market это 62% покупателей, а на BIZAR — 44%. У TEO by Cosmoscow данные аналогичны: 36% покупателей женского пола — в возрасте 25–35 лет, как и 37% от мужской аудитории платформы. Площадка Elephant in the Louvre точную статистику пока не ведет, но в пресс-службе подтвердили, что в среднем возраст их покупателя тоже стартует с 25 лет. Но Манук Мелконян, чей SUPERMARTKET работает с марта 2023 года, считает, что сам факт возникновения арт-маркетплейсов сегодня связан с целым комплексом факторов более глубоких, чем возраст.
— Это повышение интереса к искусству в целом на всех уровнях общества, а также существенно сократившиеся возможности по арт-туризму. Грубо говоря, одним днем в Европу на выставку или ярмарку уже так легко не полетишь. Также присутствуют другие факторы: перераспределение затрат в сегменте роскоши, ритм большого города, психологический барьер посещать офлайн галереи для начинающих, малобюджетных, неопытных покупателей искусства, большое количество продукции на рынке — художников с каждым днем всё больше — и, конечно, востребованность таких площадок художниками. Большинство из них не пройдут кураторские фильтры в галереях, а на маркетплейсах такие фильтры отсутствуют — продавай что хочешь, — объясняет Мелконян.