Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

Авторынок: очередной сложный год


Январь 2020 года российскому автомобильному рынку преподнес сюрприз, на этот раз приятный: продажи новых автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вдруг выросли на 1,8%, до 102,1 тыс. машин. И это при том, что весь прошлый год рынок катился вниз: только в январе 2019-го продажи показали слабый прирост, на 0,6%, а затем начали снижаться: в феврале, марте и апреле они оказались в отрицательной зоне — минус 4, 2 и 3% соответственно, а в мае откатились почти до минус 7%. И только в декабре рынок порадовал приростом в 2,3% (см. график 1).

Впрочем, всплеск спроса на новые автомобили в декабре и в январе участники рынка считают явлением временным. «Динамика января еще не гарантия того, что в последующие месяцы рынок продолжит демонстрировать только рост», — говорит Андрей Павлович, председатель правления автомобильной группы «Авилон». «Рост продаж автомобилей в России в начале года связан с тем, что утилизационный сбор с 1 января 2020 года возрос более чем вдвое. При предыдущей индексации утильсбора, весной 2018 года, цены на автомобили выросли, чего не удастся избежать и на этот раз, — объясняет Евгений Миронюк, аналитик ИК “Фридом Финанс”. — Те, кто с опозданием понял, что повышение утилизационного сбора скажется на цене всех автомобилей, а не только импортируемых, приобретали в январе автомобили 2019 года на стоках автодилеров по старым, не проиндексированным ценам. Большинство покупателей понимают, что через три месяца они вырастут».

То взлет, то падение

В целом последние годы российский авторынок ведет себя нервно и непредсказуемо: продажи то заметно набирают скорость, то катятся под откос. Десять лет назад, в 2009–2012 годах, спрос на новые машины разогнался до рекордных 2,94 млн штук в год. Затем в течение четырех лет наблюдалось торможение до мизерного уровня 1,43 млн штук в 2016 году. В 2017-м рынок вроде бы вновь пошел на разгон: в 2017 году прирост составил 12%, в 2018-м — 13%. Однако в минувшем году продажи опять пошли вниз, по его итогам рынок сократился на 2,3% и составил около 1,76 млн машин (см. график 2). «2019 год оказался сложнее, чем ожидалось. Мы планировали, что рынок будет в легком приросте, однако, к сожалению, подъема не получилось, продажи оказались в минусе», — разочарованно констатировал на итоговой пресс-конференции Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Основных причин сокращения продаж несколько. Во-первых, продолжают расти цены: за последний год увеличились в среднем на 7–9%. По подсчетам «Автостата», по итогам прошлого года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,55 млн рублей, на 8,2% больше, чем в 2018 году. Одновременно с ростом цен на сами машины едут вверх и цены на их обслуживание, парковку, страхование, штрафы, так что люди, особенно жители мегаполисов, все больше задумываются о том, чтобы вообще отказаться от личного автомобиля, а пользоваться такси или каршерингом. Ну и, наконец, пожалуй, главная причина падения спроса — сокращение доходо