Новости СМИ2

Последние новости


10:35
Глава «мусорной» госкомпании стал кандидатом на пост замминистра
12:27
Посол заявил об использовании Россией доходов от западных активов
13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
Больше новостей

С надеждой на разгон


Нажать на тормоза в ушедшем году российский авторынок все-таки не смог. По итогам 2016 года продажи оказались в заметном минусе: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), реализация новых легковых машин в России упала на 11%, до 1,42 млн единиц. Впрочем, сокращение было хотя и болезненным, но все же не таким драматичным, как в 2015-м, когда продажи рухнули на 35,7%. Таким образом, российский авторынок падает четвертый год подряд и по сравнению с рекордным по продажам 2012 годом (2,9 млн штук) сократился более чем вдвое (см. график 1).

В поисках дна

Хотя в большинстве прогнозов, сделанных в начале ушедшего года, предрекалось дальнейшее снижение продаж новых автомобилей, участники рынка все же надеялись, что после трехлетнего сжатия рынок хотя бы стабилизируется и достигнет долгожданного дна. И признаки стабилизации начали появляться в начале весны прошлого года. Тем не менее январь 2016-го сильно разочаровал дилеров: продажи в первом месяце года упали на внушительные 29% к аналогичному периоду предшествующего года. Однако в феврале, марте и в апреле сокращение начало замедляться — в апреле, например, оно составило минус 8,5%. Потом, увы, падение продаж вновь ускорилось: минус 12–14% в мае и июне, в августе оно достигло ощутимых минус 18%. Осенью падение рынка опять начало притормаживаться. К концу года в ноябре продажи продемонстрировали даже прирост (плюс 1%), в декабре — скромное сокращение (минус 1%). Но общую статистику по году это уже не исправило, итоговые абсолютные показатели рынка по итогам года оказались худшими за последние десять лет.

Ключевые причины сокращения продаж автомобилей остались прежними. Прежде всего это продолжающийся рост цен на новые машины. За 2016 год, согласно подсчетам, они в среднем выросли еще на 15–20%. И это при том, что рубль уже не падал, а укреплялся по отношению к мировым валютам. Однако его падение в 2014–2015 годах оказалось достаточным, чтобы цены продолжили рост. При растущих ценах падала покупательная способность населения, но главное, 2016 год не принес ощущения, что кризис позади. А уверенность в завтрашнем дне — важное условие принятия решения о такой крупной покупке, как личный автомобиль. И решение это многие отложили до лучших времен.

Сильные становятся сильнее

Выживать на кризисном авторынке лучше всего получалось у крупных игроков. Как и в предыдущие годы, мелким компаниям приходилось все труднее, а крупные автобренды продолжили укреплять свои позиции. Так, в первой десятке ведущих автомобильных марок только одна (Nissan с падением минус 23%) показала снижение продаж ниже рынка. Остальные закончили год с минимальными потерями, а некоторые даже сумели показать прирост продаж, хотя и небольшой. Например, с падением всего в 1% (266 тыс. машин) закончил год лидер рынка — российский бренд Lada. На втором и третьем местах упрочились корейцы — бренды Kia (149 тыс.) и Hyundai (145 тыс.), которые потеряли за год 9 и 10% соответственно. Четвертое место досталось французской компании Renau