Российский авторынок продолжает падать. За первые два месяца текущего года в массовом сегменте было продано 166 тыс. новых легковых автомобилей, что на 22% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот в премиальном сегменте продажи упали только на 15% и составили 20 тыс. штук
Лидер рынка АвтоВАЗ ушел в минус на 15%, реализовав 34,6 тыс. машин. Занимающая второе место Kia продала 20,4 тыс. автомобилей (–14%), замыкающая первую тройку Hyundai — 18,5 тыс. (–28,6%). Из 14 массовых марок, показавших падение, наименьшее снижение (1,9%) у японской Toyota, которая на четвертом месте по продажам (14 тыс. машин). И только шесть марок продемонстрировали рост. Это Ford (+76,7%), Lifan (+54,3%), Suzuki (+36,1%), а также Chery, УАЗ и Geely. Однако все вместе они реализовали в России чуть более 16 тыс. автомобилей.
Лидер премиального сегмента Mercedes-Benz снизил российские продажи на 10%, до 6,5 тыс. машин. У BMW падение составило 23% (продано 4,6 тыс. автомобилей), у Аudi — 24% (2,6 тыс.). Самые большие потери понесли Volvo (–61,1%), Smart (–52,9%), Acura (–50,6%) и Infiniti (–39,7%). Впрочем, четыре марки увеличили продажи. Это Cadillac (+91,7%), Lexus (+71,2%), Alfa Romeo (+50%) и Porsche (+25%). Их общий результат — 3,4 тыс. проданных машин, из которых 2,5 тыс. пришлось на долю Lexus. При этом продажи автомобилей этой марки растут, хотя в в январе–феврале Lexus подорожали на 39%. В среднем же цена на новый легковой автомобиль в России, по данным агентства «Автостат», выросла на 18%. В частности, Lada подорожала на 16%, Mazda, Audi, Mercedes-Benz и Subaru — более чем на 20%, Mitsubishi — на 31%. Еще сильнее — на 56% — выросли цены на автомобили Land Rover.
Примерно такое же удорожание ожидается и в нынешнем году. Не случайно государство решило продолжить программу стимулирования спроса, включая льготное кредитование. В ее рамках сегодня реализуется более половины новых автомобилей. Тем не менее по итогам года общее падение первичных продаж может превысить 12%. Такой прогноз был обнародован на Российском автомобильном форуме. И хотя эта цифра кажется не столь катастрофичной по сравнению с прошлогодним снижением (36%), в результате есть риск перебить антирекорд кризисного 2009 года. Тогда отечественный авторынок просел сразу на 49% и продажи новых легковых машин упали до 1,47 млн штук. В текущем году вряд ли будет реализовано более 1,4 млн автомобилей, и это еще весьма оптимистичный прогноз. При ухудшении макроэкономической конъюнктуры (а предпосылки для этого немалые), можно ожидать падения продаж до отметки 1,2 млн машин. Более того, если предыдущая кризисная яма была ликвидирована за три года (в 2012 году продажи новых автомобилей превысили 2,75 млн единиц), то теперь для восстановления рынка понадобится не менее десяти лет. Да и то лишь при условии, что нефть подорожает до ста долларов за баррель, считают эксперты PricewaterhouseCoopers.
Не удивительно, что в такой ситуации сокращается и производство. Например, в январе в России легков