По данным компании «Автостат», еще два года назад доля автомобилей премиального класса, продаваемых на российском рынке, не превышала отметки в 7%. В минувшем 2015-м году, который казалось бы не располагал к положительной динамике этого сегмента, он против ожидания рос. Объяснение этого конечно кроется прежде всего в относительных цифрах, но не только.
Да, в целом рост доли премиальных марок на российском авторынке в ушедшем году связан с тем, что на фоне общего падения продаж сокращение в премиальном сегменте наблюдалось существенно меньшим. Так, если по итогам 2015 г. рынок в целом сократился почти на 36%, то продажи премиальных марок упасли всего на 23%.
В итоге доля премиальных марок в 2015-м году достигла 9,8%. Эти данные были обнародованы на отчетной пресс-конференции по итогам года представителями компании BMW. При этом они отметили, что процесс увеличения доли премиальных марок в России идет быстрее, чем ожидалось: «Мы всегда надеялись на увеличение доли премиальных марок на российском рынке, но предполагали, что уровень в 10% рынка будет достигнут только к 2020 году, -- заявила Елена Смирнова, генеральный директор BMW Group в России. -- Однако сейчас мы уже почти достигли эту отметку и, вероятно, в текущем году доля премиальных автомобилей будет продолжать увеличиваться».
Неожиданно: рост не только относительный, но и абсолютный
У "Автостата" реузльтаты годы по преиуму несколько скромнее, что по-видимому связано с методикой подсчета. Согласно данным компании «Автостат», 12 премиальных брендов в России в ушедшем году продали в общей сложности около 150 тыс. автомобилей и заняли таким образом 9,1% рынка (весь рынок новых автомобилей составил 1,6 млн. шт.).
Наиболее успешной была марка Porsche, продажи которой не только не упали, но и увеличились на 12%. Прирост в 5% показала и марка Lexus. Меньшее сокращение продаж, чем в среднем по авто рынку показали такие премиальные марки, как Cadillac (-13%), Mercedes-Benz (-15%), BMW (-23%), Audi (-24%). По объемам же продаж в премиальном секторе в России лидирует Mercedes-Benz (41, 6 тыс. машин), далее идут BMW (27 тыс.) и Audi (25,6 тыс.).
Большинство премиальных автомобильных марок не имеют своих производственных мощностей в России. Сборку на территории РФ ведет только BMW (под Калининградом) и Audi (под Калугой). Марка Mercedes-Benz собирает в Нижнем Новгороде только свои легкие коммерческие автомобили, впрочем, последнее время она заявляет о готовности открыть собственное производство в России и своих легковых машин.
Что касается типов автомобилей, то также как и в массовых продажах, в премиуме в ушедшем году особенно востребованы были кроссоверы. Например, по словам представителей BMW, у этой марки самыми ходовыми моделями в ушедшем году стали кроссоверы X5 (продано 6 тыс. шт.), Х3 (4,7 тыс.), Х6 (3,7 тыс.).
Ожидаемо: лидируют крупные города
Одновременно в крупных городах доля премиальных продаж в разы превышает аналогичные показатели в менее развитых регионах. Так, согласно последним данным компании «Автостат», в Москве доля продаж премиальных машин составляет 24%, в Санкт-Петербурге и Сочи этот показатель составляет 17%, далее идет Краснодар – 15%. В то время, как, например, в Астрахани премиальные марки занимают 6%, в Чебоксахар и Нижнем Тагиле по 5%.
Интересно, что одновременно с премиальными марками о высоком уровне продаж в кризис заявляют и автомобильные марки класса «люкс». Например, об историческом рекорде в России по итогам прошлого года заявила марка Rolls-Royce, которая в 2015 г. увеличила продажи на 5%. В частности, повышенным спросом в России сейчас пользуется одна из последних новинок – четырехместное купе Rolls-Royce Wraith, которая сейчас предлагается за цену от 20 млн. руб.
Участники рынка прогнозируют, что скорее всего доля премиума на авторынке будет увеличиваться и в текущем году. Даже при том, что в связи с обвалом рубля цены будут расти и на премиальные машины. «В ушедшем году мы подняли цены на 30%, с падением курса рубля повышение неизбежно и в этом году, -- говорит Елена Смирнова. – Правда, мы не намерены повышать рублевые цены на один уровень с падением российской национальной валюты. У BMW Group глобально дела идут хорошо, она может себе позволить вкладывать в российский рынок».