Для любого предприятия обновление автопарка — это долгосрочные инвестиции, которые во время кризиса и в условиях экономической неопределенности компании делать не спешат. Поэтому в последние годы рынок коммерческого транспорта пострадал особенно сильно. Так, продажи грузовых автомобилей (грузоподъемностью от 3,5 тонны) начали драматически снижаться после 2012-го и за последние три года этот рынок обрушился более чем в два с половиной раза, со 129 тыс. единиц в 2012 году до 51 тыс. 2015-м (см. график 1).
Однако в этом году рынок грузовиков, похоже, проехал черную полосу — продажи начали оживать. Еще в январе настроение на рынке все еще было пессимистическим: продажи ощутимо упали более чем на 40% по отношению к 2015 году, в феврале — на 25%. Однако с приходом весны ситуация начала меняться: в марте падение сначала сильно замедлилось (до минус 1,3%), а потом продажи нажали на газ: в апреле они увеличились на 14%, в мае — на 8,2%, в июне — на 2%. Далее рынок стал уверенно прирастать, причем в августе продажи скакнули на 21%, а по итогам октября — почти на 5% (см. график 2).
Отложенный спрос
В чем причина столь явного оживления рынка грузовиков? Ведь нельзя сказать, что тучи над российской экономикой развеялись, бизнес все еще страдает от спада потребительской активности, степень неопределенности на многих рынках, связанных с использованием коммерческого транспорта, высока.
Ключевая причина нынешней активизации связана с эффектом отложенного спроса. Компании экономили на обновлении автопарка несколько лет, и больше терпеть они не могут. Иначе это грозит им остановкой ключевых бизнес-процессов, когда, скажем, значимые грузы из-за выхода из строя старых автомобилей не будут доставляться клиентам вовремя. «Многие предприятия приостановили обновление парка грузовых автомобилей в 2014 году, когда экономика показала существенные признаки рецессии. Совсем не приобретать автотранспорт несколько лет подряд компании не могут, поэтому на рынке происходит отскок как реализация отложенного спроса», — объясняет Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М». «На увеличение спроса на новые грузовики влияет банальная нехватка техники. Грузооборот компаний находится на достаточно высоком уровне, техника продолжает изнашиваться и перевозчики постепенно обновляют автопарк», — соглашается с ним Дмитрий Иевлев, директор транспортного парка логистической компании ПЭК.
Одновременно на рынок влияет трансформация рынка грузовых перевозок, когда одни типы логистического бизнеса проседают, а другие, наоборот, находятся на подъеме. «Санкционная политика, существенное падение курса рубля, глобальный экономический кризис и, как следствие, практически полное прекращение движения по наиболее оживленным маршрутам, в первую очередь из Европы, негативно сказались на развитии этого логистического направления. При этом появилась возможность активно развивать внутренние перевозки: необходимость использования большегрузных фур частично отпала, зато повысился спрос