Электромобили — самый быстрорастущий сегмент автомобильного рынка Европы. Согласно статистике, по итогам первого полугодия текущего года их продажи в странах Старого Света увеличились на 56%. Правда, в абсолютных числах распространение новых электрокаров еще нельзя назвать массовым. По итогам 2017 года продажи этих машин в Европе ожидаются на уровне 150 тыс. единиц. Таким образом, электромобили занимают в общих объемах европейских продаж всего лишь порядка 1%. Правда, поклонникам этой техники внушает оптимизм динамика — еще год назад доля рынка электрокаров составляла 0,6%.
В ближайшее время машины на электрическом приводе будут играть все более значимую роль. К такому выводу пришли участники автопробега по странам Восточной и Западной Европы, который был организован компанией Nissan и в котором принял участие журнал «Эксперт». Одной из целей мероприятия было знакомство с ходом развития дорожной инфраструктуры для электрокаров, а заодно и с обновленными моделями кроссоверов Nissan X-Trail и Qashqai.
Польские планы
Автопробег протяженностью около тысячи километров стартовал из Варшавы, откуда путь участников пролегал по разноплановым с точки зрения использования электромобилей странам — Германии, Дании и Исландии.
Прилетев на самолете из Москвы в Варшаву, мы не стали мешкать и сразу после приветственной чашки кофе в аэропорту взяли курс на Берлин. Решено было двигаться по известной прямой трассе E30 — дороге, которая пролегает через всю Европу из ирландского города Корк до сибирского Омска. Участок этой трассы от Варшавы до Берлина просто великолепен: четыре полосы в каждом направлении, гладь асфальта и ограничение скорости до великодушных 140 км/ч, что можно назвать самым либеральным скоростным лимитом в странах Евросоюза, если не считать знаменитых немецких автобанов с их неограниченной скоростью.
При этом местные не особенно заботятся о соблюдении этого лимита, часто несутся со скоростью 180–190 км/ч. Признаться, и мы иногда ускорялись вслед за очередным лихачом. Благо обновленный Nissan X-Trail, за рулем которого я сидел на этом отрезке пути, позволяет весьма динамично разгоняться: 2,5-литровый мотор, 171 л. с., 200 Нм (при 4400 об/мин) крутящего момента обеспечивают хорошую динамику и при этом скромный расход топлива — девять литров на 100 км.
Что же касается автомобилей на альтернативном топливе, то на территории Польши они пока незаметны. По статистике, в первом полугодии текущего года поляки приобретали автомобили примерно в десять раз реже, чем, например, во Франции, занимая 17-ю строчку в списке стран, наиболее активно покупающих электрокары. Впрочем, обнадеживает динамика: по итогам первого полугодия 2017-го в Польше было продано в 2,7 раза больше электромобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, и в абсолютных числах показатели не впечатляют — всего 127 проданных машин.
Впрочем, такие пусть и небольшие цифры продаж — это только начало. Поляки, с которыми нам довелось разговаривать в поездке, в целом очень позитивно нас