Если верить философскому убеждению, что жизнь состоит из белых и черных полос, то можно утверждать, что продажи коммерческих автомобилей и спецтехники в России уверенно въехали в белую полосу. После нескольких тяжелых лет провала этот рынок вновь устремился вверх.
Внушительные результаты прироста демонстрируют все виды коммерческих автомобилей и техники. Например, в сегменте так называемых легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 тонн) продажи за первые девять месяцев текущего года выросли на весомые 20% и, по данным аналитического агентства «Автостат», достигли 62,3 тыс. единиц. Еще более впечатляюще выглядит прирост продаж грузовиков (полной массой свыше 3,5 тонны). По данным «Автостата», за январь–сентябрь их продажи в России подскочили на 49%, до 53,1 тыс. единиц. Столь позитивные сдвиги весьма вдохновляют участников рынка, для которых последние четыре года были очень непростыми: в частности, продажи грузовиков упали в два с половиной раза — с почти 130 тыс. единиц в рекордном 2012-м до 50 тысяч с небольшим по итогам 2016 года (см. график 1).
Отложенный спрос
Важным фактором, влияющим на оживление рынка коммерческих автомобилей, его участники называют эффект отложенного спроса. С началом кризиса из-за падения рубля многие владельцы автопарков приостановили закупки машин до лучших времен. И сейчас, когда рынок стабилизируется, транспортные компании начали обновлять парки, так как устаревшие и изношенные автомобили грозят их владельцам нарушением основных бизнес-процессов и убытками. «Если есть груз, то его нужно на чем-то перевозить, — говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор автопарка транспортной компании ПЭК. — В последние годы многие компании отложили закупку автомобилей из-за значительного роста их стоимости и цен комплектующих. Но сейчас, после некой стабилизации рынка и постепенного роста тарифов на услуги, игроки смогли продолжить обновлять парки коммерческих автомобилей».
Растущий спрос на коммерческие машины способствует и оживлению некоторых видов перевозок, констатируют представители логистических компаний. «Ритейл растет, что сказывается на увеличении объемов перевозок. Часть крупных компаний расширяют собственные автопарки, а остальные игроки нуждаются в услугах внешних перевозчиков, которые тоже вынуждены увеличивать свои парки, — рассказывает Марат Зайнетдинов, директор по операциям логистической компании Nawinia Rus. — Кроме того, стандарты качества перевозок и требования к подвижному составу ужесточаются, следовательно, появляется необходимость замены устаревшей техники. Производители коммерческого транспорта также улучшают многие эксплуатационные характеристики транспортных средств, например показатели экономичности и экологичности, что является еще одним стимулирующим фактором для обновления автопарков».
Дополнительный стимул развития продаж — укрепление курса рубля, благодаря чему цены, прежде всего на иностранные машины, кажутся потребителям не такими заоблачными. Позитивно сказываются на рынке и меры г