Два года подряд в России растут объемы продаж новых легковых автомобилей, причем двузначными цифрами. Согласно данным «Автостата», за 2018 год реализовано 1 млн 634 тыс. новых легковушек, что на 11,9% больше результата годичной давности. В 2017 году этот рынок вырос на 16,3% после четырехлетнего спада (см. «Машины нам нужнее», «Э-У» № 6 — 7 от 12.02.2017). По сути, рост до сих пор носит восстановительный характер, поскольку сегодняшние объемы продаж на 40% ниже показателей десятилетней давности.
Дальше тянуть некуда
Автопродажи в большинстве субъектов РФ Урало-Западносибирского региона растут быстрее национального рынка. Рекорд по динамике среди российских регионов за прошлый год установил Ханты-Мансийский автономный округ, где новых машин реализовано на 28% больше, чем годом ранее (доля в стране 1,9%). Серьезный рост в ХМАО-Югре руководитель отдела продаж филиала пермской компании «Форвард-Авто» в Сургуте Александр
Бейлин связывает с приходом в регион новых авторитейлеров:
— Работать в автономном округе мы начали в прошлом году. Естественно, принесли с собой передовые технологии продаж. Специализируемся на реализации только автомобилей марки «Лада». Помимо нашей компании в Югре работают еще три официальных автодилера «Лады», в том числе два в Сургуте и один в Советском.
Очень высокую динамику также продемонстрировали Тюменская область (без учета автономных округов) — 22,4%, Свердловская область — 18,1%, Челябинская область — 15,8%, Удмуртия — 15%, Оренбургская область — 14,1%.
Президент Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский не согласен с данными «Автостата», его цифры еще больше:
— По нашим подсчетам, продажи новых легковых автомобилей в Челябинской области за прошлый год выросли на 17%, что выше прогнозных значений. Люди уже как-то привыкли к новым ценам на автомобили, поняли, что ждать снижения не имеет смысла. Несколько лет откладывали покупку, а теперь пришло время. То есть сыграл свою роль отложенный спрос.
Покупают преимущественно «Лады». По итогам 2018 года лидером продаж на российском рынке впервые стала LADA Vesta (в предыдущие годы первые позиции занимали LADA Granta, Hyundai Solaris и KIA Rio). Реализация LADA Vesta в 2018 году выросла в сравнении с предыдущим годом на 40% и составила свыше 108 тыс. авто, включая 43 тыс. универсалов LADA Vesta SW и Vesta SW Cross. Второе место по итогам прошлого года заняла LADA Granta с показателем 106 тыс. машин (плюс 13%). Третий результат у KIA Rio — 100 тысяч (плюс 4%).
Предпочтения в Уральском федеральном округе не сильно расходятся с общероссийскими: на первой позиции также LADA Vesta (плюс 73% в сравнении с 2017 годом), на второй — KIA Rio (плюс 0,2%), на третьей LADA Granta (плюс 17%).
— LADA Vesta — понятный автомобиль для большинства российских автолюбителей, — объясняет успех отечественной модели Александр Бейлин. — Лучшее соотношение цены и качества, легкая доступность в обслуживании. Думаю, в 2019 году «Весту» может опередить по объемам продаж LADA Granta: раньше модели «Калина» и «Гранта» считали по отдельности, а сейчас эти кузова выпускаются на общей платформе «Гранты».
— «Ладу» покупают по накатанной, по привычке, — размышляет руководитель отдела продаж компании «Экскурс-Автомобили» (Пермь) Сергей Чебасов. — Считается, что LADA Vesta более доступна, чем иномарки. Но если сравнивать по стоимости с более укомплектованными автомобилями, это, конечно, не так. Но у «Лады» грамотная маркетинговая политика. Если вы обращаете внимание на их рекламу, там никогда не указывается цена машины. Хотя особого кредитного продукта, лучшего, чем у других, в прошедшем году у «Лады» не было.
Заехали в долги
Согласно предварительной оценке «Автостата», по итогам 2018 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,43 млн рублей, что на 7,5% больше, чем в 2017 году. При этом средняя стоимость иномарки достигла 1,65 млн рублей, а отечественного автомобиля — 625 тыс. рублей. Десять лет назад россияне отдавали предпочтение автомобилям сегмента С, на долю которых приходилось более 40% рынка. Позже появились «бюджетные иномарки» и «доступные кроссоверы», которые попросту съели С-класс, оставив ему сегодня всего лишь около 7% рынка. Кроссоверы и внедорожники второй год подряд лидируют на российском рынке с долей свыше 40%.
Таким образом, затраты российских автолюбителей на приобретение новых машин значительно возросли. Емкость российского рынка новых легковых автомобилей в 2018 году составила около 2,4 трлн рублей, что на 21% больше результата годичной давности. Этот показатель впервые превысил докризисный, притом что в 2014 году в стране было реализовано 2,34 млн новых легковушек, а в 2018 году — на 30% меньше.



Понятно, что в отсутствие подъема покупательной способности населения рост продаж новых машин сопровождается значительным увеличением объемов автокредитования. По информации 4100 кредиторов,
передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 2018 году количество проданных в кредит автомобилей составило 801,3 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 10,7%. Этот показатель также почти достиг докризисного 2014 года (823,4 тыс. машин), но если четыре года назад в кредит продавалась примерно каждая третья новая легковушка, то сегодня — каждая вторая.
— Несмотря на окончание ряда госпрограмм льготного автокредитования, кредитование продолжает оказывать высокий уровень поддержки автомобильной отрасли, — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
— Во втором полугодии 2018 года темпы роста выдачи автокредитов замедлились, но их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Иными словами, роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика, — констатирует исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Однако регион региону рознь: по субъектам федерации картина автокредитования существенно различается. В жиреющей Москве доля кредитных автомобилей к объему продаж по итогам прошлого года составила всего 27,2% (наименьший показатель в стране, а число автокредитов увеличилось за год только на 2,6%), в Московской области — 35,8%, в Краснодарском крае — 45,2%, в Санкт-Петербурге — 46,3%. Большинство покупателей отстегивают за машину свои кровные — полностью и сразу.
В кредитовании заинтересованы и сами автосалоны. Не секрет, что банки им платят комиссионное вознаграждениеНа Урале и в Западной Сибири ситуация иная. Несмотря на то, что за прошлый год объемы автокредитования в Пермском крае сократились на 6,2%, этот субъект федерации стал лидером в стране по доле новых легковушек, проданных в кредит, — 69,4%. Несильно от Прикамья отстали соседние субъекты: в Башкирии этот показатель равен 66,4%, в Челябинской области — 63,1%. В Свердловской области доля кредитных машин пока относительно приемлема (56,7%), но удивляет рост автокредитов в 2018 году — плюс 21,7%, это самая высокая динамика в стране. Кстати, второй по увеличению портфеля автокредитования — Ханты-Мансийский автономный округ: 18,5%, чем отчасти и объясняется рекордный рост автопродаж.
— Конечно, главный фактор роста продаж автомобилей в кредит — невозможность сразу купить машину на свои средства. Но в этом заинтересованы и сами автосалоны. Не секрет, что банки им платят комиссионное вознаграждение, — объясняет Сергей Чебасов. — Также на рост доли кредитования сильное влияние оказывают предложения от банков-партнеров, которые обслуживают продажи своих марок автомобилей. Вообще автопроизводители делают упор на то, чтобы машины продавались через их финансовые институты, поэтому занижают процентные ставки. Например, реализация моделей Mazda шла по минимальной ставке 3% годовых.
В феврале у нас на модель Volkswagen Tiguan предлагается кредит по ставке 4,4%. Кроме того, стала более гибкой система страхования автомобилей при автокредитовании: если раньше необходимо было оформлять каско в полном объеме, то теперь это можно делать с какой-то долей франшизы.
— Ситуация с высокой долей продаж новых автомобилей в кредит (примерно две трети от всех продаж) для Челябинской области типичная и наблюдается уже в течение последних десяти лет, — отметил Александр Рулевский. — Но именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что в случае возникновения экономического кризиса объемы автопродаж резко снижаются, поскольку банки ужесточают условия выдачи кредитов, а население кредиты не торопится брать, поскольку не уверено в возврате заемных средств.
То, что происходит с автопродажами в кредит в Челябинской области, характерно для всего Урало-Западносибирского макрорегиона. А потому реализация здесь новых легковушек часто походит на американские горки — резкий подъем сменяется головокружительным падением. Отсутствие стабильности препятствует развитию бизнеса на рынке авторитейла.
Лизинг автотранспорта набирает скорость
За прошлый год объем нового бизнеса по лизингу автотранспорта заметно вырос в основных сегментах, рассказала руководитель дивизиона компании «Балтийский лизинг» Лилия Чусовская

— В России второй год активно растут продажи новых легковых и грузовых автомобилей. Отражается ли это на динамике заключения договоров лизинга?
— Разумеется, общий рост продаж авто находит отражение в объеме нового бизнеса лизинговых компаний. В нашей компании по результатам 2018 года объем нового бизнеса в сегменте грузовых авто вырос на 18% по сравнению с итогами 2017 года, а в сегменте легковых авто рост еще больше — 29%.
— Какие факторы сегодня сдерживают развитие рынка лизинга в нашей стране?
— Таких препятствий немного. Лизинг давно обрел популярность среди предпринимателей по всей России, поскольку он удобен: условия заключения сделок достаточно гибкие.
Еще два года назад в числе сдерживающих факторов развития отрасли в сегменте авто мы отмечали менталитет собственника, который не позволял полноценно заниматься продвижением такого продукта, как оперативный лизинг. Но за последние полгода ситуация изменилась. Речь о нескончаемом потоке заявок, конечно, не идет, пока это скромные объемы, но рост, тем не менее, кратный. По итогам 2018 года объем нового бизнеса по оперативному лизингу автотранспорта в нашей компании увеличился на 34,6%.
— Требуются ли законодательные изменения для развития рынка лизинга?
— Да, в частности, по вопросам изъятия имущества у недобросовестных лизингополучателей, прекращающих вносить лизинговые платежи: нам сложно изъять предмет лизинга до вынесения решения суда, иск можно подать только после двух неплатежей, а изъять имущество через несколько месяцев. Есть определенные проблемы с процедурой безакцептного списания средств со счетов таких неплательщиков. Регулирование этих вопросов на законодательном уровне значительно упростило бы дальнейшее развитие рынка.
Сам себе страховщик
Кризис и технологии сильно повлияли на рынок автокаско, традиционно подогреваемый продажами новых авто. Главные изменения — франшиза и онлайн
Рынок автокаско прежде всего связан с кредитными автопродажами. И логично, что наибольший рост сборов пришелся на кредитный бум 2010 — 2013 годов. Продажи новых автомобилей достигли пика в 2012-м, но рынок страхования инерционен: кредитные авто страхуются на весь срок займа. Поэтому в 2014-м сборы премий все же выросли, но всего на 1% (здесь и далее мы сравниваем данные год к году за девять месяцев, так как информации за 2018-й еще нет). Обвал произошел уже в 2015-м: в деньгах по сравнению с 2014-м сборы упали на 13%, а количество полисов на 27% (по Уралу эти цифры еще больше — 27% и 37% соответственно). С ростом продаж в 2017-м начался и рост количества проданных полисов, а в 2018-м и объем сборов.
Денег нет…
Но изменился рынок не столько количественно, сколько качественно. До 2014 года доля франшиз составляла 10 — 15%, основной объем приходился на полные продукты каско. С 2014 года шли значительные изменения, связанные с экономической обстановкой в стране — снижались доходы населения и продажи автомобилей. В ответ на потребительские предпочтения страховые компании начали развивать франшизные и усеченные продукты. Сегодня на долю франшизы приходится более половины продаваемых полисов. По статистике видно, как снижалась средняя стоимость страхового полиса: в 2013 году она составляла 44 рубля, в 2015-м поднялась (благодаря росту стоимости импортных запчастей) до 48 рублей, теперь упала до 35 рублей (а в Уральском регионе и до 22).



Другим важным параметром стало снижение убыточности. По данным директора дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, «аварийность, а следовательно, убыточность сегмента, постоянно снижалась. Если в 2008 году аварийность в каско составляла 106%, то сейчас она находится на уровне 60%». Можно назвать сразу несколько причин: падение общей аварийности на дорогах России, улучшение системы безопасности автомобилей, омоложение автопарка, а также увеличение доли франшизных и усеченных продуктов, которые дисциплинируют водителя: клиенты не заявляют все убытки подряд, особенно мелкие, так как понимают, что следующий случай будет урегулирован с франшизой.
…Но есть технологии
Перспективный фактор — онлайн-технологии, и не только продаж, но и урегулирования убытка. Уровень развития технологий позволяет снизить издержки и оптимизировать бизнес-процессы компании, при этом избежать мошеннических действий. Клиентам не нужно тратить время для предоставления автомобиля на осмотр, а страховой компании — время специалиста на оформление полиса, рассказывает эксперт рынка. Еще одно передовое направление — продукты с телематикой. Пока их доля пока исчисляется процентами, но компании понимают, что за ними будущее.

Мы посмотрели, как менялись лидеры в сегменте автокаско. Передовик 2014 года Росгосстрах переместился на пятое место, его продажи сократились на 50% (на Урале он пока на первой позиции, но это ненадолго: за прошлый год его продажи упали, а у конкурентов выросли).
Наибольшего прироста с 2014 года достигли компании АльфаСтрахование (38%), Страховой дом ВСК (42%). Ингосстрах почти не вырос, но занял первое место в стране (по Уралу немного другие показатели).
У перечисленных лидеров есть мобильные приложения, причем с довольно хорошими оценками (выше четырех в App Store). АльфаСтрахование — безусловный лидер по количеству скачиваний, это единственное страховое приложение, которое входит в топ-30 в разделе финансов, остальные банковские. Для сравнения: у приложения Росгосстраха оценка 1,5, у большинства компаний их вообще нет. СК «Югория» (его приложение имеет оценку 1,2) избрала другую стратегию (рост за четыре года 53%) — продажа недорогих полисов (средняя стоимость 15 тыс.рублей), покрывающих недостатки полиса ОСАГО (если виновник другая сторона) — отсутствие самого полиса ОСАГО, ремонт у дилера с использованием новых запчастей. СОГАЗ, для которого каско непрофильный бизнес (всего 6% портфеля), делает упор на клиентов премиум-сегмента: у него одна из самых высоких стоимость полиса (67 тыс. рублей), причем половина приходится на прямые продажи, а также низкая убыточность (около 30%).
Таблица 1. Продажи легковых автомобилей на Урале и в Западной Сибири Таблица 2. Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в Уральском федеральном округе График 1. Кризис преодолен График 2. В 2018 году количество договоров достигло 89% от уровня 2014 года, сборы премий - лишь 77% График 3. Договоры автокаско дешевеют - это влияние франшиз и телематики График 4. С 2015 года убыточность КАСКО снижается Таблица 3. Крупнейшие страховщики автокаско на территории Урала