«Мужики жалуются на ваши кабины», — публично сказал в свое время Владимир Путин генеральному директору КамАЗа Сергею Когогину после своего участия в автопробеге Чита — Хабаровск, где дальнобойщики донесли до главы государства свое мнение о кабинах отечественных грузовиков.
Действительно, кабины у ведущего российского производителя тяжелых коммерческих автомобилей всегда были слабым местом. Для любого водителя было праздником пересесть из кабины КамАЗа за руль Scania, Volvo или другой грузовой иномарки, где комфорт и удобство управления большой машиной были гораздо выше. Камскому предприятию неоднократно предлагали закупать современные технологичные кабины у зарубежного поставщика, но руководство КамАЗа справедливо говорило, что такой шаг повысил бы цену готовой продукции, сделав ее менее конкурентоспособной на рынке. КамАЗ решил идти по другому пути — наладить производство модернизированных кабин у себя в сотрудничестве с зарубежным партнером — немецким автопроизводителем Daimler AG.
Кабины роста
Один из ведущих мировых производителей коммерческих автомобилей немецкий концерн Daimler является акционером КамАЗа с 2008 года, сейчас ему принадлежит 15% российской компании. О совместном строительстве нового завода кабин Daimler и КамАЗ объявили в 2016 году, площадка для нового предприятия была выбрана в Набережных Челнах на территории КамАЗа, общий объем инвестиций в проект составил 14 млрд рублей.
У Daimler в строительстве завода свой интерес: с 2010 года тут по соседству работает совместное предприятие «Даймлер КамАЗ Рус», которое выпускает грузовики Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso (обе марки принадлежат концерну Daimler AG), и по итогам прошлого года СП выпустило соответственно 1700 и 390 автомобилей этих марок, прирост по сравнению с 2017 годом составил 40 и 26%. Предполагается, что примерно 20% продукции нового завода будет выпускаться для нужд Daimler, 80% — для КамАЗа. А его общая производственная мощность составит 55 тыс. кабин в год.
Точное название нового предприятия — Завод каркасов кабин, то есть здесь будут выпускать сваренные и окрашенные каркасы кабины грузовика с металлическими элементами (двери, крыша и проч.). А далее разные пластиковые детали, как внешние (фары, бамперы, стекла и др.), так и внутренние (сиденья, руль, салон), будут добавляться уже на находящихся по соседству заводах Daimler и КамАЗ. При этом сталь, из которой выпускаются кабины, — российская: руководство КамАЗа рассказало, что им удалось добиться от российских металлургов сырья нужного качества.
«По степени автоматизации и применению новых производственных технологий новый завод — лучший в мире», — заявил на открытии предприятия генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус» Андреас Дойшле. Действительно, новое предприятие отличается высоким уровнем автоматизации. Официально объявлено, что на новом заводе создано 700 рабочих мест, но цеха здесь выглядят безлюдно: примерно 80% операций делают промышленные роботы, число которых превышает 120 единиц.
Площадь нового завода