Крупнейшая американская технологическая корпорация 3M переживает непростые времена. Оборот и прибыль стабильно растут, но в рейтинге ведущих инновационных компаний по версии Boston Consulting Group 3M сместилась с первого места, которое занимала в 2004 году, на третье в 2006-м. А ведь она всегда заслуженно гордилась званием самой инновационной компании мира, у которой просто нет прямых конкурентов.
По мнению генерального директора и председателя совета директоров 3M Джорджа Бакли, причина падения инновационности — жесткое следование системе управления «Шесть Сигма», направленной на снижение издержек. Компания перешла на эту систему в 2003 году и благодаря масштабной реструктуризации превратилась из хаотично организованной структуры в корпорацию, работающую по единым принципам. Финансовые результаты внушали оптимизм: с 2001-го по 2005 год прибыль выросла более чем в два раза, а норма прибыли - с 17 до 23%.
Сегодня же в 3M все чаще говорят, что «Шесть Сигма» не панацея, и вынуждены искать новый путь развития. В качестве первого шага начата глобальная маркетинговая кампания, которая должна повысить узнаваемость бренда 3M и стимулировать продажи. Нет сомнений, что так же, как и «Шесть Сигма», маркетинг даст свои положительные результаты. Проблема, однако, что ни то ни другое напрямую не стимулирует инновационные процессы, которые и составляют основу бизнеса 3M.
Передавили
Джордж Бакли занял пост генерального директора 3M в декабре 2005 года. Он пришел на смену Джиму Макнерни, который и был инициатором внедрения «Шесть Сигма». Впервые эта система была использована в американских компаниях Motorola и GE, а сегодня стала почти синонимом процесса снижения затрат. «Шесть Сигма» позволяет усилить контроль над качеством продукции и минимизировать число возможных дефектов на производстве (о том, как этот метод был внедрен в 3M, «Эксперт» подробно писал три года назад — см. «Не эмоции, а факты» № 18 за 2004 год).
Возглавив компанию, Бакли решил ослабить контроль над инновационным процессом. В прошлом химик, он убежден, что изобретение — это не строго организованный процесс, который можно загнать в жесткие рамки. По его мнению, нельзя следовать принципам «Шесть Сигма», исключающим отклонения от нормы в работе компании и подспудно подавляющим креативность, и при этом распланировать график инноваций и подчинить их разработку строгим стандартам качествам. Инновации и есть отклонение от стандарта, они всегда связаны с риском, а «Шесть Сигма», напротив, нацелена на его снижение.
«Есть три типа инноваций: эволюционные, ассоциативные и революционные. Эволюционные развивают уже известные связи между известными материалами, составами и так далее. Ассоциативные выявляют новые связи между ними, а революционные открывают новые материалы или их функции. Компания 3M генерирует несколько сотен идей в течение нескольких месяцев. Как правило, 15 процентов из них ассоциативные, а 1–3 процента — революционные. “Шесть Сигма” может применяться для отбора революционных инноваций, н