Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Аргентинское танго с привкусом нефти


В Буэнос-Айресе, хотя в Южном полушарии сейчас осень, похоже, царит весеннее обострение: сначала аргентинцы в который уже раз резко обострили отношения с Лондоном из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, а сейчас явно на волне патриотизма и борьбы с пережитками колониализма решили бросить вызов и бывшей метрополии, при этом не подумав, что на сторону Мадрида может встать весь Евросоюз.

Буэнос-Айрес настроен решительно

Сенатский комитет одобрил законопроект о национализации контрольного пакета акций крупнейшей в Аргентине нефтяной компании YPF SA, который сейчас принадлежит испанской фирме Repsol. Голосование в сенате, очевидно, состоится уже в следующую среду. Поскольку правящая партия имеет большинство в обеих палатах парламента Аргентины и проект закона поддерживает большая часть оппозиции, проблем с его принятием у правительства Киршнер не будет.

Речь идет о предложении Кристины Киршнер забрать у Repsol 51% из ее 57,4% акций в YPF и оставить испанцев всего с 6%.

Несмотря на большие запасы нефти, Аргентина «черное золото» импортирует. Ожидается, что в 2012 году она купит нефти и газа более чем на 12 млрд долларов. В нехватке нефти правительство обвиняет плохо работающие нефтяные компании и самую крупную YPF, которая добывает 30% всей нефти в стране.

Кроме плохого менеджмента, Кристина Киршнер обвинила руководство Repsol в том, что оно тайком договаривалось о продаже YPF китайской нефтяной компании Sinopec за 12 млрд долларов.

Решив не останавливаться на нефтяной YPF, аргентинские власти заявили также о намерении национализировать еще и газовую компанию, принадлежащую Repsol, – YPF Gas, что, как нетрудно догадаться, еще больше ухудшит отношения с Мадридом.

Выстрел в ногу или точно просчитанный шаг?

«Это делается для того, чтобы скрыть экономический и социальный кризис в Аргентине», – прокомментировал решение правительства Киршнер Антонио Бруфау, председатель совета директоров Repsol.

На прошлой неделе Бруфау летал в Буэнос-Айрес и тщетно пытался добиться аудиенции у президента Аргентины, чтобы отговорить ее от национализации YPF.

Кристина Киршнер его не приняла, потому что настроена по-боевому. Два месяца назад ей звонил король Испании Хуан Карлос и тоже уговаривал не трогать YPF. И тоже безрезультатно.

Бруфау угрожает правительству Аргентины судами и намерен получить с него не меньше 10,5 млрд долларов. В Буэнос-Айресе ответили, что оценка YPF испанцами сильно завышена, и организовали собственную комиссию. Специалисты полагают, что больше 4 млрд долларов Repsol за свои акции не получит.

Официальный Мадрид тоже резко осудил «захват», как называют на Пиренеях национализацию по-аргентински.

«Аргентина только что выстрелила себе в ногу, – сказал министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргалло, предупредивший, что национализация YPF затруднит ей доступ к международным финансовым рынкам. – Ущерб для Аргентины может быть непоправимым».

«Где бы ни находились испанские компании, – вторит своему министру премьер Мариано Рахой, – правительство Испании будет защищать их интересы, как свои собственные».

Но что может предпринять Мадрид для защиты Repsol? Конечно, обратиться с жалобой в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке. Правда, рассмотрение таких жалоб обычно затягивается на долгие годы. К тому же Буэнос-Айресу не привыкать игнорировать не устраивающие его решения центра.

Правительству Рахоя следует быть осторожным, потому что могут пострадать интересы многочисленных испанских компаний, имеющих обширные интересы в Аргентине. Например, Telefоnica и банка Santander.

Можно, конечно, запретить импорт из Аргентины, но он слишком мал, чтобы нанести серьезный урон Буэнос-Айресу. Можно организовать бойкот аргентинского биоэтанольного топлива в пользу европейского биодизельного и аргентинской сойи, важнейшего экспортного сельскохозяйственного продукта Аргентины. Это уже серьезно.

Мадрид обещает не сегодня завтра объявить об ответных мерах, которые, по словам министра экономики Испании Хосе Мануэля Сории, могут коснуться дипломатических отношений, торговых и экономических связей. Вплоть до их разрыва, хотя это и маловероятно.

Конечно же, решение правительства Киршнер национализировать испанские компании имеет не только экономический, но и политический подтекст. Трудно сказать, просчитывали ли в Буэнос-Айресе его последствия, но в любом случае реакция Брюсселя оказалась на удивление жесткой. Евросоюз решительно встал на сторону своей пятой экономики и так же, как Испания, пригрозил Аргентине санкциями. Чиновники Еврокомиссии уже отменили встречу с крупными аргентинскими бизнесменами, на которой должны были обсуждаться новые торговые соглашения.

Возможно, в Буэнос-Айресе надеялись легко справиться с ослабленной кризисом Испанией, у которой сейчас хватает забот. Однако точно так же отмахнуться от ЕС, крупнейшего торгово-экономического союза планеты, конечно, не удастся.

Больше всех, наверное, сочувствуют Мадриду сейчас в Лондоне, отношения которого с Аргентиной последние 30 лет сильно оставляют желать лучшего.

«Мы будем действовать с Испанией и партнерами по ЕС, – заявил Уильям Хейг, министр  иностранных дел Великобритании, – чтобы заставить аргентинские власти выполнять принятые международные обязательства».

Рассчитывать на поддержку коллег по ОАГ Буэнос-Айресу тоже особо не стоит, потому что Мексика, Перу и Колумбия уже поддержали Испанию.

Назад в будущее

YPF оказывается в центре внимания не первый раз. В 1993 году правительство Аргентины приватизировало обремененную долгами нефтяную компанию, которая тогда принадлежала государству и была убыточной. Repsol приобрела контрольный пакет акций в 1999-м. Продажа YPF должна была символизировать, что Аргентина вновь открыта для иностранного капитала, как это было в начале XX века, когда она входила в первую десятку стран планеты по размерам доходов на душу населения и когда половина капитала в ней принадлежала иностранцам.

В 1947 году президент Хуан Перон провозгласил «экономическую независимость», заключавшуюся в национализации целых секторов аргентинской экономики. Новая национализация YPF спустя три четверти века стала молчаливым признанием того, что политика аргентинских властей в предыдущие десятилетия завела экономику страны в тупик.

Принесет национализация YPF пользу Аргентине или вред, вопрос сложный. Неожиданное решение Буэнос-Айреса вызвало сильную тревогу у других испанских компаний, имеющих интересы в Аргентине. N2S, испанская компания, специализирующаяся на технологиях в энергетике и коммуникациях и имеющая отделения в ряде стран Латинской Америки, решила не торопиться с открытием офиса в Буэнос-Айресе, объяснив свое решение «юридической неопределенностью», созданной национализацией.

Многие аналитики полагают, что национализация принесет Буэнос-Айресу больше вреда, чем пользы. Опаснее всего для аргентинской экономики неизбежное недоверие как зарубежных, так и внутренних инвесторов.

Между тем вопрос иностранных инвестиций для Аргентины стоит сейчас очень остро, потому что в последние годы Буэнос-Айрес все больше проигрывает соседям по объемам инвестиций из-за границы. В 2000-2005 годах Аргентина занимала третье место на континенте после Бразилии и Чили по объемам инвестиций согласно данным Экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну. Однако уже в 2009 году откатилась на пятое место, а сейчас наверняка занимает еще более низкое место. На опасения скептиков правительство Киршнер отвечает, что экономика Аргентины и без зарубежных инвестиций развивается высокими темпами (7% в 2011 году). Аналитики, однако, объясняют быстрый рост высокими ценами на соевые бобы.