Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Ферросплавный запрет


Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов сообщил, что расторг соглашение с ЗАО ЧЕК-СУ.ВК о строительстве под Красноярском Енисейского завода ферросплавов (ЕЗФ). Документ был подписан еще в 2008 году, причем не Кузнецовым, а бывшим в то время губернатором края Александром Хлопониным. Инвестор обещал инвестировать в проект 22 млрд рублей и, по собственным данным, потратил уже 9 млрд из этой суммы, в том числе 6 млрд рублей – кредитных средств, полученных от Внешэкономбанка.

По сообщению пресс-службы губернатора, о своем решении он письменно уведомил председателя совета директоров компании ЧЕК-СУ.ВК Виктора Хроленко. «Учитывая мнение жителей города Красноярска, депутатов законодательного собрания Красноярского края, считаю реализацию проекта строительства ферромарганцевого завода в Красноярске и его окрестностях невозможной», – говорится в письме губернатора. Компания в ответ молниеносно заявила, что не откажется от планов строительства ЕЗФ и «продолжит работу в соответствии с российским законодательством на территории Красноярского края, Кемеровской области и Республики Хакасия в рамках реализации проекта создания в Восточной Сибири горно-металлургического комплекса по производству марганцевых ферросплавов для российской сталелитейной промышленности».

Как сообщал журнал «Эксперт-Сибирь», соглашение о намерениях по реализации проекта создания такого комплекса, включающего разработку Усинского месторождения марганцевых руд в Кузбассе и строительство металлургического завода в Красноярске, было подписано 16 февраля 2008 года в рамках V Красноярского экономического форума. Причем документ подписали не только краевые власти и ЗАО ЧЕК-СУ.ВК, но и Внешэкономбанк. Завод планировалось построить на территории бывшего завода «Крастяжмаш» (11 км от Красноярска, в Емельяновском районе края), сопредельной с жилыми домами (примыкает непосредственно к микрорайону Солнечный). Еще по осени против стройки стихийно организовалось общественное движение. В октябре в Красноярске прошел массовый митинг протеста, на который собралось более 6 тыс. человек. Протестующих одним хором поддержали депутаты краевого парламента, его спикер Александр Усс и губернатор Лев Кузнецов. Общественность тогда заверили, что без всеобщих слушаний работы на объекте не начнутся. При этом власти словно забыли, что еще 8 сентября 2011 года проектная документация ЕЗФ получила положительное заключение Главгосэкспертизы.

Первый пусковой комплекс завода планировалось ввести в эксплуатацию в 2013 году, вывод на полную мощность обеспечить к 2016 году. После этого предприятие могло производить до 40% необходимых российской сталелитейной отрасли марганцевых ферросплавов (сейчас в основном импортируются). На первом этапе предполагалось создание 1420 рабочих мест, ежегодные налоговые поступления в краевой бюджет после запуска предприятия могли составить 868 млн рублей. На февраль 2012 года намечались публичные слушания, по итогам которых могло быть принято какое-то консолидированное решение. Но, очевидно, в преддверии выборов президента России, намеченных на 4 марта, красноярские власти решили особо не церемониться. Как рассказал вчера журналистам глава краевого правительства Виктор Томенко, кроме письма от Кузнецова на имя Хроленко, власти также расторгли второе соглашение, подписанное с инвестором в 2010 году. «Позиция инвестора нам понятна – они предприняли определенные шаги, не до конца просчитанные, понесли определенные расходы, поэтому сейчас ищут любые возможности, чтобы зацепиться за исправление этой ситуации. Вероятно, он попытается принять какие-то меры, но со стороны властей Красноярского края мы заявляем, что реализации такого проекта на территории Красноярска и близлежащих районах не будет», – заявил чиновник.

Но в компании ЧЕК-СУ.ВК считают, что выход одной из сторон из соглашения о намерениях не означает аннулирования всего проекта. А решение Кузнецова расценивают как политическое, а не экономическое, напоминая, что уже потратили на реализацию проекта около 9 млрд рублей, в том числе более 6 млрд – государственных кредитов. Эти деньги все-таки слишком велики для «определенных расходов». Кроме того, по состоянию на конец 2011 года компания уже направила в краевую казну в виде налоговых выплат 30 млн рублей.

При этом инвестор считает неправильным именно односторонний выход из проекта краевого правительства и, соответственно, бессмысленность предстоящих публичных слушаний. «Для общественности, властей и компании важно услышать позицию экспертов, которая могла бы быть высказана на публичных слушаниях, а для компании, в любом случае, важны те рекомендации, которые могли бы быть сформированы по их итогам. То, что губернатор решил озвучить собственную позицию до их проведения, – это его право. Хотя, безусловно, принятие негативных для инвестора решений – в том числе в преддверии Красноярского экономического форума, на площадке которого были заключены наши соглашения с регионом, создает не самый благоприятный фон для дальнейшего развития края. Нам, как инвесторам, хотелось бы видеть, что существует понятная процедура урегулирования разногласий и достижения компромисса, позволяющая реализовывать стратегически значимые промышленные инвестиционные проекты в Красноярском крае», – заявил генеральный директор ЗАО ЧЕК-СУ.ВК Виктор Хроленко.

Однако Виктор Томенко заочно ему уже ответил, предложив изменить тематику публичных слушаний: «У нас состоялся прецедент – инвестор хочет у нас что-то построить, что не согласуется с ожиданиями людей, которые здесь живут. И как урегулировать данные проблемы и сделать, чтобы общественная экспертиза и обсуждения стали обязательными при рассмотрении таких производств, такого класса опасности, – именно эти вопросы нужно обсудить на публичных слушаниях и закрепить какие-то предложения для законодателей Красноярского края».

Примечательно, что в общественном движении «Красноярск против», созданном на волне «ферросплавных протестов», решение Кузнецова тоже пока не оценили. На сайте движения написано, что «заявление губернатора говорит нам о его позиции, но не имеет никакой юридической силы». Компания ЧЕК-СУ.ВК, таким образом, может обжаловать решение в суде (иск от ЗАО к администрации Емельяновского района, которая не выдала ему разрешения на строительство, уже рассматривается в краевом арбитраже). В группе выразили надежду, что действия Льва Кузнецова не окажутся очередным PR-ходом перед президентскими выборами, а станут первыми реальными шагами власти «на пути к устранению опасного предприятия». Члены группы ждут дальнейших действий и настоящего юридического запрета строительства ЕЗФ, а также «возвращения Красноярску полноценной зеленой зоны, без „вырезаний” под возможные заводы».