Последние новости


15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
19:55
Россия берет бюллетень
19:55
Титаник Зеленского
19:55
Пробиваются зеленые ростки
19:53
В Дании придумали неожиданный способ борьбы c кризисом
Больше новостей

Здесь будет тундра-сад


Ненецкий автономный округ (НАО), занимающий четвертое место среди регионов России по объемам добычи нефти и газа, оказался в сложной ситуации. С одной стороны, в округе активно развивается нефтедобыча, с другой – практически вся его территория – либо заповедные зоны, либо места кочевья оленеводческих хозяйств. Подобное соседство требует от администрации округа и нефтегазовых компаний качественно новых подходов к проектам по добыче углеводородов. В ходе состоявшейся в Нарьян-Маре научно-практической конференции «ЕвроАрктика-2011» выяснилось, что коренные жители округа, традиционно занимающиеся оленеводством, к нефтяным деньгам относятся с уважением, но без фанатизма – для ненцев и коми важнее сохранить нетронутой тундру. Нефтяники, в свою очередь, эту позицию, к их чести, воспринимают с пониманием. И клятвенно заверяют, что обеспечат все необходимые экологические мероприятия.

Снизить выбросы

«Нефть – это хорошо, но ненцы никогда не будут работать на месторождениях: у нас нет ни специального образования, ни опыта, – объясняет оленевод Матвей. – Все нефтегазовые компании привлекают сотрудников для работы на месторождениях исключительно вахтовым методом. Мы не в обиде: понятно, что ни один находящийся в здравом уме директор не разрешит крутить вентили на буровой установке ненцу, который только вчера держал в руках кнут от оленьей упряжки. Поэтому будем пасти оленей и дальше, но требовать, чтобы тундра осталась максимально нетронутой».

Рекультивация нарушенных при освоении нефтегазовых месторождений земляных покровов – процесс, получивший среди недропользователей в округе повсеместное распространение. Не без проблем, но почвы восстанавливаются, серьезных конфликтов по этому вопросу на территории НАО не было. Подавляющее большинство фактов загрязнения окружающей среды при освоении месторождений связано с утечкой углеводородов при их транспортировке. По итогам проведенных в округе расследований причиной инцидентов признана активная внутренняя коррозия, которая приводит к разгерметизации нефтепровода и разливам нефти. В свою очередь, причины коррозии – плохая подготовка нефти для транспортировки, низкое качество труб, использованных при строительстве нефтепровода, неудовлетворительный уровень строительно-монтажных работ.

Губернатор округа Игорь Федоров также требует от недропользователей более четкой реализации планов утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Сегодня многие нефтяники избавляются от побочного продукта, получаемого при добыче нефти, незатейливо – сжигают газ в факелах. В целом полезная утилизация ПНГ в НАО составляет 41,6%. В 2010 году при разработке нефтяных месторождений получено 1,9 млрд кубометров НАО, из которых 60% сожжено на факелах. Федоров считает, что необходимо разработать концепцию утилизации ПНГ с участием основных недропользователей, осуществляющих добычу нефти на территории округа, под контролем и с участием Министерства энергетики РФ и органов власти НАО. «Проблема утилизации попутного газа тесно связана с вопросами экологии. Поэтому необходим жесткий контроль за выполнением нефтяными компаниями задачи достичь 95-процентной его утилизации», – говорит губернатор.

Попутный нефтяной газ – топливо высококалорийное и экологически чистое. Учитывая высокую энергоемкость нефтедобычи, в мире существует практика использования ПНГ для получения электроэнергии для промысловых нужд. При постоянном росте тарифов на электроэнергию и их доли в себестоимости продукции экономически это вполне оправданно. Компания «РН – Северная нефть» одной из первых ввела в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции технологии выработки электроэнергии с применением ПНГ на газопоршневых установках. Энергоцентр Сандивейского нефтяного месторождения состоит из пяти газопоршневых установок, общая мощность которых – 3,8 МВт. За время их эксплуатации получено 146 млн кВт·ч электроэнергии, утилизировано 42,3 млн кубометров газа. Еще выше показатели Хасырейского энергоцентра: на данный момент его общая мощность составляет 33,1 МВт. С 2005 года здесь выработано 612 млн кВт·ч электроэнергии, использовано 625,4 млн кубометров газа. По словам генерального директора энергоцентра Сергея Нестеренко, к концу 2012 года уровень утилизации ПНГ достигнет 95%. «В результате использования попутного нефтяного газа при выработке электроэнергии уровень выбросов в атмосферу вредных веществ снижается в три раза», – отмечает он.

Игорь Федоров называет еще один вариант: направить неиспользованные газовые ресурсы на газификацию населенных пунктов. При этом в Нарьян-Маре не отрицают, что для нефтяников подобный проект может стать убыточным, поскольку для его реализации необходимо проложить газопровод и организовать контроль за эксплуатацией систем подготовки и подачи газа. Но власти рассчитывают на социальную ответственность бизнеса. По мнению губернатора, перевод максимального количества потребителей на сжиженный газ – оптимальный вариант решения проблем с газообеспечением населенных пунктов. Точкой приложения сил могут стать удаленные населенные пункты. «Как вариант можно рассмотреть ввод в эксплуатацию малогабаритных нефте- или газоперерабатывающих комплексов, в том числе по переработке попутного нефтяного газа и выпуску сжиженного газа», – полагает Федоров.

«Все проектные решения по разработке наших месторождений подразумевают максимальное использование попутного нефтяного газа», – подтверждает генеральный директор «РУСВЬЕТПЕТРО» Виктор Абмаев. Компания «Газпром нефть шельф», которая реализует проект по разработке Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря (первая нефть может быть получена уже к концу текущего года), тоже обещает обеспечить нулевой сброс вредных веществ в природу. «Существует большая научно-исследовательская программа, предусматривающая в том числе решение экологических вопросов. При этом надо понимать, что добыча нефти на суше и на море – по сути, совершенно разные технологии и, по большому счету, российским нефтяникам еще только предстоит научиться добывать углеводороды на шельфе, – поясняет генеральный директор компании „Газпром нефть шельф“ Александр Мандель. – Но я уверен, что воздействие на природу будет минимизировано. Кроме того, мы намерены проводить восстановительные мероприятия».

Проверят через спутник

С 2011 года администрация НАО намерена проводить независимый экологический аудит методом дистанционного космического зондирования, что позволит независимо от времени года выявлять все загрязнения в районах нефтедобычи. Генеральный директор компании «Инбас» Ростислав Гехт, несколько лет наблюдающий за состоянием природы в районах освоения месторождений, говорит о том, что по ряду проектов наблюдается позитивный тренд – снижение содержания вредных веществ в почве и воздухе. На вопрос, какой процент незапланированного разлива нефти недропользователи скрывают, Гехт отвечает оптимистично: «Компании, с которыми мы работаем, при разливах нефти всегда проводили необходимые мероприятия по минимизации экологических рисков, фактов сокрытия не было». Но тут же уточняет, что речь идет о наблюдении с помощью стационарных датчиков: «Аварийный природоохранный мониторинг – это иные технологии и иные экологические показатели».

Кроме того, администрация НАО инициирует введение на федеральном уровне понятия эффективности недропользования на лицензированном участке недр с целью оценки деятельности компаний. И ежегодно на совещании субъекта федерации, где находится участок, рассматривать отчеты недропользователей. В частности, проводить анализ выполнения лицензированных обязательств, результатов реализации программы геологоразведки и использования недр, соблюдения проектной документации, а также финансовой эффективности проекта, прогнозных данных по его развитию и осуществляемых экологических мероприятий. «По результатам рассмотрения отчета право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченным госорганом в соответствии с законодательством», – объясняет Игорь Федоров.

Еще один общефедеральный тренд – воссоздание государственной системы учета энергетических ресурсов, добываемых на месторождениях. «Такая система госучета разрушена. Это позволяет коммерческим и энергетическим структурам искажать данные как в натуральном, так и в стоимостном выражении, что приводит к сговору и злоупотреблениям», – вынужден констатировать Федоров. Организацию и функционирование системы государственного учета энергоресурсов возможно реализовать на базе имеющихся центров стандартизации и метрологии, тем более что затраты по содержанию средств измерений и параметров коммерческого учета давным-давно и с избытком включены в тариф.

Начальник отдела экологии «Нарьянмарнефтегаза» Марина Шарапова предлагает ввести льготы по налогообложению на имущество природоохранного назначения. Отличить «экологически чистое оборудование» от остальной промышленной номенклатуры, по ее словам, весьма просто: природоохранный эффект от использования подобного оборудования преобладает над ущербом, наносимым окружающей среде. «В 2010 году наша компания выплатила налог на имущество природохозяйственного назначения в размере 90 млн рублей. Эти деньги можно было бы направить, например, на рекультивацию ранее разрушенных земель», – рассуждает Шарапова.

«Российские нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в очищенных сточных водах от работы стационарных источников являются труднодостижимыми и не соответствуют международным стандартам», – обращает внимание на еще одну проблему генеральный директор компании «Фрэком» Валентин Миносян. Поэтому многим недропользователям, замечает он, приходится одновременно разрабатывать два проекта – по российским и международным стандартам.

Тает всё

Но есть экологические проблемы, решить которые человек, по сути, не в силах. Большая часть территории НАО – 76,3% – входит в зону тундры. Она, в свою очередь, подразделяется на три подзоны: южные (или южные гипоарктические), типичные (или северные гипоарктические) и арктические тундры. Подзональность обусловлена прежде всего климатическими факторами – резким широтным градиентом температуры. Так, на территории Большеземельской тундры среднеиюльская температура на протяжении 300 км с севера на юг увеличивается на 7°С.

Можно поставить несколько газопоршневых турбин, но обратить вспять процесс глобального потепления невозможно. Остается лишь ждать, мониторить ситуацию и минимизировать возможные риски. Температура вечной мерзлоты повышается – за последние 20 лет она выросла на 0,5-1,8°С. «Этого оказалось достаточно, чтобы в зоне вечной мерзлоты образовались проталины, карстовые пещеры. Повышение температуры пород привело к тому, что южная граница мерзлоты отступила к северу на 30-50 км», – рассказывает начальник Коми центра государственного мониторинга состояния недр компании «Миреко» Наум Оберман. Природные катаклизмы оказывают ощутимое воздействие на проекты по освоению месторождений. К примеру, на территории НАО потребовалась реконструкция одного из газопроводов, рядом с которым внезапно образовались пустоты. Постоянно падают опоры, наблюдаются оползни.

«Потепление продолжится, следовательно, еще более усилится влияние деградирующей мерзлоты на нефтегазовые объекты», – считает Оберман. И предлагает провести мерзлотный анализ территории НАО, с тем чтобы составить карту потенциально опасных территорий. Проект, на обеспечение которого в год требуется всего 10 млн рублей, предусматривает строительство стационарной геостанции в центральной части Большеземельской тундры и мониторинг состояния территории в течение трех лет. Объективный мониторинг территорий, не только качественный, но и количественный, по мнению Наума Обермана, поможет предупредить многие производственные аварии, которые при развитии нынешней ситуации в отсутствие фактических исследований практически неизбежны.   

Нарьян-Мар – Санкт-Петербург

Освоить запасы

Нарьян-Мар только привыкает к почетной роли столицы одного из лидирующих субъектов России по добыче углеводородного сырья. Весь углеводородный потенциал округа находится в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в пределах которой открыто более 230 месторождений, в том числе 89 – на территории НАО.

Общая площадь перспективных территорий, включая острова, составляет около 115 тыс. кв. км. В округе работают 28 недропользователей, которым выдано 83 лицензии на право пользования недрами. 68 месторождений находятся в распределенном фонде недр (это более 85% запасов), 39 – в разработке, 17 месторождений подготовлены к промышленному освоению. Еще на 35 месторождениях проводятся геологоразведочные работы. В нераспределенном фонде недр в регионе – 21 месторождение с суммарными запасами нефти не более 160 млн тонн. 

График Показатели использования попутного нефтяного газа компанией «РН-Северная нефть» – пример для подражания для всех недропользователей НАО