Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Битва за Волгу


Нижегородские власти официально выступили против повышения уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Такое решение проблемы восстановления сквозного судоходства на Волге одобрило Минэкономразвития, поддержав тем самым РАО «ЕЭС России». В совещании по вопросу достройки Чебоксарского гидроузла наряду с представителями регионов участвовали представители Минтранспорта, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, компании «ГидроОГК». Правительство Нижегородской области доказывает, что решение гидрологической проблемы, которое предлагают энергетики, приведет к экологической катастрофе в нескольких поволжских регионах и настаивает на другом варианте – строительстве низконапорной плотины. Затянувшийся конфликт интересов до сих пор не позволяет прийти к единому мнению относительно того, как предотвратить обмеление Волги в районе Нижнего Новгорода, в результате чего уже более десяти лет серьезно затруднены транспортные перевозки.

Пропускная способность 60-километрового участка Волги от  Городца до Нижнего Новгорода с каждым годом сокращается. Нижегородский гидроузел, сданный в эксплуатацию в 1955 году, проектировался как звено Волжского каскада с последующим обязательным подпором водами Чебоксарского водохранилища. Это обеспечило бы четырехметровую глубину фарватера, достаточную для прохождения крупнотоннажных судов. Из-за неподготовленности зоны водохранилища Чебоксарский гидроузел  был введен в эксплуатацию в 1978 году с заполнением чаши водохранилища до промежуточной отметки 63,0 метра по Балтийской шкале глубин при проектном уровне 68,0 метра. Таким образом, часть водной магистрали остается без подпора со стороны Чебоксарского водохранилища. В результате естественной деформации русла  в районе Нижегородского гидроузла Волга «просела» почти на метр. Это привело к падению глубин в камерах шлюза и на перекатах участка. Если в начале эксплуатации Нижегородского гидроузла глубина 3,5 метра выдерживалась в течение 18 часов, то сейчас при том же расходе воды судоходная глубина выдерживается всего лишь два-три часа в сутки. В результате участок в районе Нижнего Новгорода, который суда должны проходить за четыре часа, они сейчас преодолевают за двое-трое суток, ожидая своей очереди на рейде. Кроме того, суда вынуждены идти с недогрузом в 10-20%. Потери судоходных компаний в период навигации оцениваются в 10 млрд рублей.

По расчетам энергетиков, поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68,0 метра позволит восстановить сквозное судоходство и обеспечит возможность генерации более дешевой электроэнергии. По данным ГидроОГК, в случае достройки Чебоксарской ГЭС ее мощность увеличится на 1,43 млрд кВтч и станция выйдет на проектную мощность 1400 МВт со среднегодовой выработкой электроэнергии 3,5 млрд кВтч.

Руководители республики Марий Эл и Нижегородской области всегда считали этот проект сомнительным из-за губительных экологических последствий: в случае повышения уровня Чебоксарского водохранилища под воду уйдет значительная часть сельскохозяйственных земель и несколько десятков населенных пунктов в Марий Эл и будет подтоплена вся заречная часть Нижнего Новгорода. Генерация же дешевой электроэнергии, по мнению нижегородской стороны, будет осуществляться только в интересах РАО «ЕЭС России», поскольку основной объем электроэнергии в ближайшие годы будет отпускаться конечным потребителям по регулируемым ценам.

«Чебоксарскому» варианту еще три  года назад была найдена альтернатива, поддержанная нижегородской администрацией и руководством Минтранспорта. Речники и автотраспортники считают, что строительство низконапорной плотины, совмещенной с мостовым переходом в 15-20 километрах выше Нижнего Новгорода, позволит комплексно решить проблему как водного сообщения в рамках транспортного коридора север-юг, так  и автомобильного в направлении запад-восток. Кроме того, в данном проекте предусмотрено строительство турбины для производства электроэнергии, что будет способствовать снижению энергодефицита в области.

К разработке инженерного проекта плотины и моста планировалось приступить еще в 2004 году, с тем чтобы в 2005-м начать строительство. Общая стоимость этого проекта оценивалась два года назад  в 12 млрд рублей. Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища с обустройством зоны затопления обойдется в 33,4 млрд рублей, из которых 18 млрд должно быть направлено на инженерную защиту заречной части Нижнего Новгорода. В софинансировании этого проекта придется принять участие и региональным властям.

Несмотря на то что на последнем совещании в МЭРТ инициативу нижегородского правительства  не поддержали, губернатор области Валерий Шанцев продолжает отстаивать проект строительства плотины в профильных министерствах и ставит под сомнение расчеты по поднятию уровня водохранилища, сделанные дочерней компанией РАО ЕЭС. К 1 октября руководство трех регионов - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл – должны представить в МЭРТ свои официальные позиции по данному вопросу, а к середине октября, как ожидается, Минэкономразвития направит окончательные предложения в правительство РФ.