Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Экология компромисса


Современная российская экология — это компромисс между требованиями мощного развития экономики и необходимостью защиты окружающей среды. Государственный контроль заставляет крупные холдинги вкладывать средства в строительство очистных сооружений, для многих из них это необходимое условие для развития бизнеса. Производства поменьше денег на модернизацию и экологию не имеют. Законодательные нормы позволяют закрыть за загрязнение окружающей среды практически любое предприятие, но сделать это — значит нанести урон региональной экономике. Поэтому с заводами и их собственниками работают местные власти, пытаясь снизить наносимый окружающей среде вред. Но системно решить эту проблему может только сам бизнес.

В борьбе за экологию

Начавшаяся в 2004 году реформа органов государственной власти отразилась и на взаимоотношениях властных структур и природопользователей. «Увеличилось количество органов государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, появился структурированный подход к разделению объектов контроля и надзора между государственными органами, произошли изменения в области технического регулирования. Такие изменения позволяют природопользователям осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности, в том числе в области охраны окружающей среды», — рассказывает директор по стандартизации систем менеджмента и производственной безопасности ОАО «СУЭК» Дмитрий Волохов.

Яркой тенденцией последних лет стало ужесточение контроля государства за состоянием окружающей среды и ущербом, наносимым экологии крупными предприятиями. «В ООО «Усольехимпром» за последние два года различными инспектирующими органами проводилось шесть проверок, из которых две — внеплановые», — говорит генеральный директор Группы НИТОЛ (Москва; ей принадлежит «Усольехимпром») Дмитрий Котенко.

Сейчас самые рьяные защитники экологии — крупные промышленные производства, большинство которых принадлежат московским холдингам. Они привлекают наиболее пристальное внимание органов экологического контроля. У этих компаний расходы на экологию, как правило, входят в инвестиционные программы развития производств. Яркий пример — Новокузнецкий металлургический комбинат (НкМК, Новокузнецк). Предприятие строилось в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Тогда таких понятий, как «экология», «защита окружающей среды», просто не существовало.

Сдвиг в решении экологических проблем начался только в 2003 году с появлением на заводе нового собственника в лице холдинга «Евраз Груп». «Теперь развитие комбината осуществляется в соответствии с общей стратегией минимизации влияния производственной деятельности металлургических комбинатов на окружающую среду, — говорит главный эколог ОАО «НкМК» Александр Заруцкий. — В настоящее время перерабатывается и используется 92% образующихся отходов».

Аналогичная ситуация на другом крупном металлургическом предприятии — Западно-Сибирском металлургическом комбинате, — также входящем в «Евраз Груп». Там сегодня полностью утилизируются 96% собственных отходов.

Еще один пример — предприятия, которыми владеет компания РУСАЛ: Красноярский, Новокузнецкий, Братский и Саяногорский алюминиевые заводы и Ачинский глиноземный комбинат. Как рассказала директор департамента по связям со СМИ компании РУСАЛ Вера Курочкина, одна из стратегически важных задач для РУСАЛа — увеличение объемов производства при одновременном улучшении экологических показателей предприятий. За прошедшие пять лет компания инвестировала в природоохранные мероприятия 173,4 млн долларов. В 2004–2012 годах на программы модернизации производства предполагается выделить 684 млн долларов. Это позволит сократить выбросы загрязняющих веществ к 2012 году почти в 1,5 раза. «Значительная часть инвестиций в модернизацию не дает дохода — это вложения в экологию, — говорит заместитель генерального директора РУСАЛа Александр Лившиц. — Поверьте, сейчас в нее будут вкладывать средства многие крупные российские компании — мы не можем загрязнять так, как раньше. Сейчас cоблюдение экологических стандартов — это условие для кредитования на Западе или для размещения ценных бумаг».

Нужно понимать, что требования соблюдения экологического законодательства и желание избавиться от проблем с органами, занимающимися надзором в этой области — далеко не единственные причины, побуждающие крупный бизнес вкладывать деньги в экологию. Это также требование развития бизнеса, непременное условие включения российских промышленных холдингов в мировую экономику.

«Стратегия Группы НИТОЛ заключается в доведении своих производственных площадок до уровня, близкого к ведущим мировым стандартам. Для этого помимо высоких показателей эффективности производства требуется обеспечить их соответствие всем природоохранным нормам. Экологическая ситуация компании — один из важных факторов, влияющих на ее инвестиционную привлекательность», — считает Дмитрий Котенко.

Бичи атмосферы

Гораздо сложнее обстоит дело с местными предприятиями, которые не принадлежат крупным федеральным собственникам. Многие из них построены 50–70 лет назад и не имеют средств для планомерного вложения в более современное оборудование. Согласно экологическому законодательству, надзорные органы могут попросту остановить работу многих из этих предприятий. Но такой выход не устраивает местные власти.

«Если мы закроем большую часть красноярских предприятий за нарушения норм выбросов в атмосферу или воду, то получим тысячи безработных. Решив проблемы экологии, мы создадим новые социальные проблемы», — объясняет руководитель службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края Сергей Дунаев. Поэтому, по словам чиновника, администрация выбрала другие формы взаимодействия с местными предприятиями. По каждому случаю нарушения экологического законодательства ведется индивидуальная работа, цель которой — не закрыть предприятие, нанесшее вред окружающей среде, а решить саму проблему.

Самый свежий пример — загрязнение вод реки Енисей, которое было выявлено в конце марта 2006 года со стороны четырех предприятий — «Сибтяжмаш», «Сибэлектросталь», «Бирюса», «Красмашзавод». В качестве компенсации власти обязали их профинансировать строительство сооружений улавливания нефтепродуктов на выпуске коллектора, которые должны уберечь реку от новых загрязнений.

Кроме этого, распространенной практикой стала так называемая корректировка экологических платежей. Она состоит в том, что местные предприятия тратят экологические платежи целевым способом на улучшение своей экологии. По словам Сергея Дунаева, проследить, куда истрачены средства, которые поступили в бюджет в качестве таких платежей, сложно, а новая схема дает местной власти уверенность, что они потрачены на экологию.

Сейчас cоблюдение экологических стандартов — это условие для кредитования на Западе или для размещения ценных бумаг

Для сибирской экологии актуальной остается проблема загрязнения атмосферы выбросами от сжигания органического топлива — проще говоря, от работы теплоэлектростанций, использующих в качестве топлива уголь. Например, в Новосибирске значительная доля загрязнения атмосферы приходится на предприятия главного местного субъекта энергетики — ОАО «Новосибирскэнерго» (второе место занимают выбросы от автотранспорта, и только 5–7% — промышленные предприятия).

В последние несколько лет «Новосибирскэнерго» вкладывает значительные средства в уменьшение выброса вредных веществ. Это позволило снизить негативное воздействие — сейчас предприятия компании утилизируют уже 98% всех вредных веществ. Благодаря этому, а также переводу котельных различных предприятий с угля на газовое топливо, так называемый индекс загрязнения атмосферы города снизился в два раза — с 24 единиц 12 лет назад до 11–12 в 2005 году.

Но эти усилия еще острее обозначают проблему — региональная энергетика нуждается в серьезной модернизации. «Если вы утилизируете 98% всех выбросов и при этом все равно выбрасываете в атмосферу 150 тысяч тонн вредных веществ в год, это означает, что технологические возможности вашего оборудования практически исчерпаны. Нужно менять всю технологическую базу», — утверждает заместитель руководителя Сибирского межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому контролю (Роспотребнадзор) Андрей Даниленко.

Знак равенства

Но проблемы экологии не решить, если местные промышленные предприятия по-прежнему будут развиваться при недостатке прибыли. Опыт показывает, что те местные предприятия, которые смогли создать эффективную систему менеджмента, модернизировать производство и выйти на международные рынки сбыта, относятся к экологии внимательно.

Один из примеров — ОАО «Новосибирский оловянный комбинат». Предприятие смогло наладить стабильный сбыт олова за рубежом и обеспечить себя сырьем за счет покупки добывающих предприятий, началось развитие новых направлений. Решение акционеров предприятия развивать новое, девелоперское направление бизнеса стало стимулом для вложения средств в газоочистное оборудование — создание на прилегающих к заводу площадках офисных центров требует улучшения экологической обстановки на заводе и уменьшения санитарной зоны вокруг предприятия.

Необходимые условия радикального снижения вредного воздействия промышленности на окружающую среду и улучшения экологической обстановки — это стабильное развитие общероссийской и региональной экономики и ее субъектов. Для динамично развивающихся предприятий экологичность производства — такая же важная часть бизнес-процесса, как и снижение издержек.