Детский сад, право слово. Вот уже и «Мальбрук в поход собрался» – датская экспедиция собирается в течение месяца проводить в районе Северного полюса научные исследования, аналогичные российским. То есть доказывать, что подводный хребет Ломоносова является продолжением не российской территории, а датской – острова Гренландия. Перед началом экспедиции датский министр науки, технологий и инноваций Хелга Сандер заявил в интервью национальному телеканалу TV2, что цель экспедиции – «закрепление датских прав на морское дно к северу от Гренландии». По словам министра, «предварительные работы, проделанные в этом секторе, привели к многообещающим результатам».
Согласно датской версии геологического строения дна Ледовитого океана, многострадальный хребет является частью «северного побережья Гренландии». Будет интересно посмотреть, как его будут делить, если эта 1500-километровая подводная цепь, протянувшаяся поперек Северного Ледовитого океана, окажется «и нашим, и вашим» – чуть-чуть Гренландией, чуть-чуть Сибирью. Но Сандера подобные нюансы пока не тревожат: «Накопленные к сегодняшнему дню научные данные позволяют предположить, что северная верхушка планеты должна быть отдана Дании». К слову, экспедиция включает в свой состав помимо датчан исследователей из Швеции и одного канадского ученого.
Симптоматично, что экспедиция называется Lomrog – от английского Lomonosov Ridge off Greenland, «хребет Ломоносова у Гренландии». Ледовую проводку экспедиции будут обеспечивать шведский ледокол «Один» и российский (что символично) атомоход «50 лет Победы», который взят в лизинг шведами. «Да, команда ледокола российская, – поспешил успокоить своих сограждан датский министр, – но они будут делать то, о чем мы их попросим». По случайному совпадению датская экспедиция была запланирована «задолго до установки российского флага» на дне под Северным полюсом.
Точно такое же «просто совпало» прозвучало и в речах канадских официальных лиц в комментариях по поводу трехдневной поездки премьер-министра Канады Стефана Харпера по северным территориям страны. Во время визита глава Канады так и сыпал афоризмами: «Наше правительство имеет агрессивные планы в отношении Арктики, канадский принцип суверенитета по отношению к Арктике один – если ты это не используешь, ты это потеряешь» (кто не успел, тот опоздал, как сказали бы соседи канадцев по другую сторону Ледовитого океана). Премьер-министр пообещал миллиардные финансовые инвестиции в регион, постройку нового морского порта, который будет использоваться как военными, так и гражданскими морскими судами. Обещан спуск на воду в кратчайшие сроки от шести до восьми патрульных кораблей, а также строительство военной базы и военной школы, где канадские военнослужащие будут готовить себя к ведению боевых действий в полярных широтах.
Хм, а разве они не готовы? Только два года назад они браво повалили датский флагшток на островке Хэнса и торжественно водрузили канадский. Правда, флагшток был не титановый и повыше... но ведь мы же не в XV веке живем, когда можно было плавать вокруг планеты и втыкать во все приглянувшиеся части света национальные флаги для закрепления суверенитета. Или как там выразился по поводу российской арктической экспедиции Питер Маккей, канадский министр иностранных дел?
Ну забыл он кусочек новейшей истории своей страны, с кем не бывает в пылу спора? Островок Хэнса, плоская скала площадью чуть более одного квадратного километра, расположен в проливе между канадским островом Элсмир и контролируемой Данией Гренландией. Когда в 1970-х датчане и канадцы уточняли свои границы, по поводу принадлежности этого островка им так и не удалось договориться. Какое-то время об островке не вспоминали, пока в начале 1980-х в датских газетах не промелькнуло сообщение, что на Хэнсе был замечен представитель канадской нефтедобывающей компании Dome Petroleum. Тогдашний датский министр по делам Гренландии Том Хойэм из чувства глубокого патриотизма нанял вертолет, долетел до острова, поднял на нем флаг королевства, а под флагштоком закопал бутылку бренди (история умалчивает, чьего производства). После чего провозгласил: «Добро пожаловать на датский остров!»
Канадцы повозмущались – и затаились аж до июля 2005 года, когда их министр обороны Билл Грахэм лично прибыл на остров во главе воинской команды. Датский флагшток был повержен, бренди, надо полагать, распито, и красный кленовый лист гордо затрепетал над арктическими просторами.
Российские «Миры» под полюсом вывели из состояния благодушия власти другой страны, чье побережье омывается Северным Ледовитым, – Соединенных Штатов. Начались «давно намеченные» исследования морского дна у берегов Аляски. Американский Конгресс взялся за рассмотрение предложения по постройке двух крупных морских патрульных судов, которые будут способны «обеспечить защиту суверенитета США в Арктике». Из стран «арктического круга» пока «не отрапортовались» лишь норвежцы. Наверное, у них проблемы с долгосрочным планированием.
А надо бы поторопиться. Еще в 2004 году международной командой ученых подготовлен документ, оценивающий влияние изменения климата на приполярные арктические районы, – Arctic Climate Impact Assessment. В нем указывается на то, что уже «к концу нынешнего столетия в летний период Северный полюс будет полностью свободен ото льда». Некоторые исследователи утверждают, что и ста лет ждать не придется – максимум двадцать. А делить есть что: в приполярных областях, по оценке Американской геологической службы, сосредоточено около 25% мировых запасов нефти и газа, свободные ото льда Северо-Западный (вдоль побережья Канады) и Северо-Восточный (вдоль России) морские пути кардинально изменят всю карту современных транспортных путей. Помимо нефти и газа существует пара десятков минеральных ресурсов, добыча которых становится экономически выгодной при потеплении арктического климата.
И практически у всех стран «арктической пятерки» есть территориальные претензии друг к другу, разрешение которых ввиду глобального потепления невозможно откладывать. Будем надеяться, что все-таки Арктика остудит слишком горячих парней. Договоримся, как договорились в конце концов Канада и Дания, «повторно» и очень внимательно изучившие спутниковые снимки и пришедшие в прошлом месяце к выводу, что «международная граница проходит посередине острова Хэнса». В аккурат.