На ПО «Маяк» в Челябинской области снова зафиксировано «незначительное превышение основного предела доз радиации», сообщили сегодня в пресс-службе Росатома. С 22 по 24 июня на предприятии проводились плановые дезактивационные работы по подготовке ремонта импульсно-пневматического транспортера химкомбината. После сравнения данных разных дозиметров, по предварительной оценке, у пяти операторов зафиксировано незначительное превышение основного предела дозы. «Произошедший инцидент носит локальный характер. Радиационное воздействие за пределами рабочей зоны специально оборудованного помещения отсутствует», сообщили в Росатоме. Вроде бы ничего страшного. Но проблема всего Теченского каскада, зараженного еще в конце 50-х российскими атомщиками, и на котором стит печально знаменитый "Маяк", напоминает о себе почти каждый год. Вот такими небольшими утечками.
В последнее время проблемами Течи решили воспользоваться политики. Так во время визита в Челябинск 2 июня 2007 года председатель Совета Федерации Сергей Миронов , заявил, что найдено новое техническое решение, которое позволит полностью обезвредить это хранилище радиоактивных отходов. Миронов подчеркнул важность вопроса: «Это не только проблема ПО "Маяк" и Челябинской области, но и государства в целом», -- заявил спикер.
Сергей Миронов предложил в Законодательном собрании Челябинской области использовать для переработки радиоактивных вод Теченского каскада водоемов экспериментальную установку очистки отходов радиоактивных вод, разработанную Московским инженерно-физическим институтом и представленную на Петербургском экономическом форуме. Именно эта установка, по мнению Сергея Миронова, способна решить эту экологическую проблему.
Теченский каскад водоемов (ТКВ) – гидротехническое сооружение, принадлежащее одному из крупнейших в России атомных предприятий ФГУП «ПО "Маяк"», достаточно малоизвестное, несмотря на то, что оно постоянно угрожает радиоактивным загрязнением вод бассейнов Иртыша и Оби, вплоть до побережья Ледовитого океана. Оно представляет собой замкнутую систему из четырех водоемов (В-3, В-4, В-10, В-11) и каналов, в которых хранятся низкоактивные жидкие радиоактивные отходы, образовавшиеся в ходе работы комбината «Маяк». Общая площадь водоемов составляет 67,4 кв. км, а общий объем – 357,9 млн куб. метров.
История Теченского каскада начинается с работ по изготовлению первой советской ядерной бомбы, в ходе которых пренебрегали защитой окружающей среды и населения от радиоактивной опасности. «И в ущерб, может быть, каким-то работам, которые нужно было провести по обеспечению безопасности населения, предотвращению загрязнения окружающей среды, скорее гнали эту атомную бомбу. И технология была такая, что образовывалось много жидких радиоактивных отходов: высокоактивных, среднеактивных, низкоактивных. Как раз низкоактивные отходы и сбрасывались в реку Течу. И предполагалось, что по течению водичка будет разбавляться и не будет опасна для населения, но радионуклиды, которые были там, повели себя по-другому, т. е. они оседали избирательно, в зависимости от того, какие там донные отложения, илы, грунты. Неравномерно, одним словом. И поэтому в таких селах, как Муслюмово, радиационный фонд повышен, некоторые деревни вообще снесли», – рассказал руководитель Уральского межрегионального территориального органа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Валерий Коркин.
Впоследствии сбросы в реку Течу прекратили и стали возводить систему плотин, чтобы создать комплекс замкнутых водоемов. Для обвода паводковых вод были построены две системы каналов: правобережная и левобережная, по которым чистая паводковая вода пропускается в Течу ниже каскада водохранилищ. Строительство ТКВ было завершено в 1964 году.
ПО «Маяк», до сих пор использующее технологии, созданные на заре становления советской атомной промышленности, продолжает производить низкоактивные жидкие радиоактивные отходы и сбрасывать их в Теченский каскад. Объем отходов составляет около 10 млн куб. метров. Для реконструкции комбината и перевода на другую технологию, в которой жидкие отходы будут храниться в остеклованном виде или в битумных хранилищах, требуется по меньшей мере 10 млрд рублей.
ТКВ был рассчитан на баланс поступления и испарения вод. Проблема Теченского каскада водоемов встала в середине 1980-х годов, когда изменение климата вызвало увеличение осадков, которые превысили испарение на 90 мм в год. Также в ТКВ поступают грунтовые воды. Это создало устойчивую тенденцию роста уровня воды в водоемах и угрозу того, что радиоактивная вода поднимется выше плотины П-11, которая отделяет ТКВ от открытой гидрографической сети, и тогда весь бассейн Исети, Тобола, нижнего течения Иртыша и Оби будет подвергнут радиоактивному заражению. Поэтому главной задачей было сокращение поступления нетехнологических вод в Теченский каскад водохранилищ и создание системы регулировки уровня воды.
С начала 2000-х годов велись активные работы, финансируемые в основном ФГУП «ПО "Маяк"», по обеспечению безопасности ТКВ и стабилизации уровня водоемов. В 2001--2002 годах была построена система перехвата грунтовых вод водоема В-11, очищен правобережный канал и реконструирована дамба. В 2003--2004 годах ПО «Маяк» проводило работы на ТКВ, в ходе которых было сокращено поступление грунтовых и нетехнологических вод на 3,2 млн куб. метров.
В 2004 году прекратилось федеральное финансирование работ на ТКВ. Новый импульс реконструкции Теченского каскада дал нынешний глава Росатома Сергей Кириенко, который в декабре 2005 года познакомился с положением дел на ТКВ.
В начале 2006 года была поставлена задача укрепления самого слабого звена гидротехнических сооружений – плотины П-11. Для этого Росатом выделил 250 млн рублей и объявил конкурс на научно-технические и коммерческие предложения по решению проблемы Теченского каскада водоемов.
«Глава Росатома Сергей Кириенко поручил провести дополнительные изыскания, которые должны составить основу расчета устойчивости 11-й плотины. Уже составлен график работ с тем, чтобы уже к маю завершить изыскания и дать обоснованное заключение о сегодняшнем состоянии плотины, ее соответствии существующим нормам безопасности и дальнейшей судьбе», -- заявил первый заместитель генерального директора Гидроспецгеологии Марк Глинский.
В 2006 году на выполнение всех природоохранных работ на ПО «Маяк» было израсходовано 876 млн рублей.
Для коренного решения проблемы Теченского каскада водоемов предлагалось строительство Южно-Уральской АЭС, которая использовала бы воду ТКВ для своих технологических нужд. Проект строительства приблизительно оценивался в 1,3 млрд долларов. Другим вариантом решения проблемы было выпаривание радиоактивных вод. Для этого предлагалось создавать специальные испарительные установки. Челябинское ЗАО «Научно-промышленная группа "Прессмаш-Экотех-99"» разработало и запатентовало технологию очистки радиоактивной воды с применением испарителей мгновенного вскипания, основанных на получении пара при нагревании воды в условиях вакуума. Но глава Росатома в ноябре 2006 года высказался за строительство Южно-Уральской АЭС. «Южно-Уральская АЭС должна быть построена вблизи от ЗАТО Озерск, где расположено объединение "Маяк"», -- заявил Сергей Кириенко. В состав АЭС войдут шесть энергоблоков ВВЭР-1000, которые будут генерировать 6,5 ГВт электроэнергии в год. ЮУАЭС позволит решить как проблему острого энергодефицита в Челябинской области, так и проблему ТКВ. Предложение Сергея Миронова во время визита в Челябинск идет вразрез с этими планами и со всей деятельностью Росатома и ПО «Маяк» на Теченском каскаде.
Теченский каскад водоемов, видимо, становится объектом соперничества между Советом Федерации и Росатомом. Внимание к проблемам радиоактивных отходов ТКВ со стороны Сергея Миронова, скорее всего, вызвано нуждами предвыборной кампании, поскольку предложение и претворение в жизнь решения очень сложной и застарелой экологической проблемы можно эффективно использовать в предвыборной агитации. Заодно можно укрепить и челябинскую организацию «Справедливой России».
Однако крайне маловероятно, чтобы Сергей Кириенко отказался как от строительства крупной атомной электростанции в Озерске, так и от лавров руководителя, решившего проблемы Теченского каскада. Можно полагать, что политическое соперничество вокруг ТКВ и разогревание экологической темы будет только разгораться по мере приближения к выборам.
Скорее всего, предвыборное соперничество и повышенное внимание к экологическим проблемам Теченского каскада водохранилищ в конечном итоге не окажут никакого влияния на алгоритм решения экологической проблемы, принятый еще в 2002 году: реконструкция ТКВ – стабилизация уровня водоемов – строительство Южно-Уральской АЭС. В 2006 году ЮУАЭС была включена в программу «Развитие атомного энергопромышленного комплекса РФ на 2007--2010 годы и на перспективу до 2015 года». Работы будут идти своим чередом.