Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Сокровища городских свалок


Несмотря на отдельные инциденты, сопровождающие в ряде сибирских регионов (например, в Омске) освоение рынка твердых бытовых отходов (ТБО), формирование такого рынка само по себе есть важнейшее событие в хозяйственной жизни страны. Исследуя данную тему, необходимо за всеми возникающими конфликтами разглядеть новый тренд, содержащий в себе серьезные инновационные перспективы. Введение в эксплуатацию современных мусороперерабатывающих заводов, как это уже произошло в Барнауле и Новосибирске, может оказаться не менее важным шагом в сторону модернизации экономики, нежели, например, запуск конвейера по выпуску сложных машин.

Отношение общества к подобным хозяйственным начинаниям пока еще сдержанное. Все понимают их социальную значимость (и даже актуальность), но вместе с тем не спешат связывать с ними вхождение нашей страны в эру постиндустриального развития. Хотя есть все основания полагать, что именно на этом пути нас ждет серьезное переосмысление экономических приоритетов.

Бытовые отходы как альтернативный ресурс

Мусор привычно считается одним из главных проклятий современной цивилизации. Только в России ежегодно образуется до 130 млн тонн твердых бытовых отходов. На долю одного Новосибирска приходится порядка 400–500 тыс. тонн в год, и ежегодно это количество увеличивается. Ясно, что при таком положении вещей утилизация мусора безоговорочно признается важнейшей социальной проблемой, требующей для решения серьезных материальных вложений. Именно в таком свете государственные деятели преподносят ее обществу, отодвигая в сторону другой аспект — коммерческую выгоду от подобной деятельности.

До 70% мусора можно ликвидировать с пользой для человека и без вреда для природы

О том, что мусор — это золотое дно, в развитых странах знают уже давно. Столкнувшись с дефицитом сырьевых ресурсов, европейцы (а также японцы и китайцы) стали переходить к использованию вторичного сырья, полученного из ТБО. Выяснилось, что обычный бытовой мусор содержит множество компонентов, которые можно возвращать в промышленный оборот. Так, в нем содержится более 20% бумаги, столько же стекла, около 20% пластика и примерно 4–5% металла. Приблизительно 30% органических веществ пригодно для получения компоста.

Отсюда последовал практический вывод: вместо того чтобы заваливать бытовыми отходами полигоны или сжигать их, отравляя воздух, целесообразнее предварительно извлекать из мусора все практически полезные компоненты и направлять их в промышленность. Тот же пластик, по аналогии со стеклом и металлом, становится сырьем для предприятий легкой промышленности. Так, например, старая полиэтиленовая пленка — после соответствующей переработки — идет на изготовление ведер, леек, бочек, канистр, цветочных горшков и тому подобных изделий, пользующихся постоянным потребительским спросом.

Это далеко не единственная сфера применения вторичного сырья из отходов. Из бытового мусора можно изготавливать полимерно-бумажные плиты, годные для облицовки стен, потолков, строительства перегородок и изготовления мебели (такая технология уже освоена московскими предпринимателями). Оставшаяся часть после термической обработки превращается в материал для строительства, идущий на отсыпку полигонов, изготовление дорожных плит, бордюрного камня.

С помощью специальных реакторов органические отходы можно превратить в углеводородное топливо. Например, из автомобильных покрышек и пластмасс получают высококачественный топочный мазут для котельных (эту технологию в нашей стране использует Южно-Уральская топочная компания). В последнее время ЗАО «КДВ-2000» (Москва) пытается внедрить новейшую немецкую технологию ДиНано по переработке отходов в синтетическое дизельное топливо (по евронорме EN 590). Согласно технологической документации, из одной тонны твердых бытовых отходов получается от 200 до 300 литров дизтоплива; из тонны отработанных покрышек — 300–400 литров; из тонны пластмассы — до 800 литров. Причем в переработку может идти любая органика — от древесных отходов и соломы до фекалий. Совсем недавно газета «Деловой вторник» начала серию публикаций об изобретении воронежца Владимира Комарова — специальной печи-реакторе для экологически безопасной переработки бытовых отходов, позволяющей получать дешевые энергоносители (по данным той же газеты, в Белгородской области при содействии губернатора уже началось внедрение этой технологии).

Как утверждают специалисты, до 70% мусора можно ликвидировать с пользой для человека и без вреда для природы. Главное, считают предприниматели, осваивающие данную отрасль производства, необходимо понять, что мусор — это не столько проблема, сколько перспективный бизнес. При этом все отмечают, что без активного участия государства шансы успешно начать такой бизнес невелики. Об этом свидетельствует как иностранный, так и отечественный опыт.

«Социально ответственное» государство

Наилучшим образом, как показывают зарубежные примеры, мусоропереработка организована в тех странах, где этому оказывало всемерное содействие государство. Достаточно упомянуть Японию и страны Западной Европы. Например, в Германии один из первых заводов по переработке твердых бытовых отходов, появившийся в городке Дуслинген в 1981 году, был построен на бюджетные деньги (большую часть выделило федеральное правительство, остальное — правительство земли Баден-Вюртемберг). Годовой доход от реализации извлеченного сырья составлял примерно 675 млн марок. Чтобы повысить рентабельность подобного производства и сделать его более привлекательным для бизнеса, на федеральном уровне были приняты специальные законы об утилизации бытовых отходов, предписывающие гражданам вести сортировку мусора. Была разработана и внедрена специальная программа, направленная на обучение населения цивилизованному обращению с бытовыми отходами (на что опять же были затрачены бюджетные деньги). В Японии закон о введении раздельного сбора емкостей и упаковок был принят в 1997 году.

Необходимо внедрять самые разные технологии по переработке отходов, создавая из одного и того же мусора разнообразную продукцию

Это лишь один из примеров положительного участия государства в создании коммерчески выгодной переработки бытовых отходов. Как отмечают эксперты, одного лишь финансового участия государства недостаточно. Необходимо и соответствующее законодательство, а также серьезная организационная работа различных инстанций, не говоря уже о взаимодействии с представителями бизнеса.

Именно поэтому в некоторых регионах Сибири к проблеме утилизации ТБО подошли комплексно. В Тюмени, поставив цель сделать их товаром, запланировали создать вначале центр по управлению отходами и мусоросортировочную станцию, а после того — мусороперерабатывающий завод. В Томске проводится работа по созданию регламента по обращению с твердыми бытовыми отходами. Аналогичные правила утвердил в Новокузнецке муниципальный комитет охраны окружающей среды.

Сокровища городских свалок
Иллюстрация: Сергей Мосиенко

В Новосибирске уже несколько лет назад было запланировано строительство пяти мусороперерабатывающих заводов. Главным инициатором выступила городская администрация во главе с мэром Владимиром Городецким. Как отмечали в свое время некоторые новосибирские журналисты, строительство мусороперерабатывающего завода стало своего рода идеей фикс для мэра. Некоторые даже шутили, что, будучи в Риме, мэр Новосибирска вместо знаменитого Колизея отправился на местное предприятие по переработке мусора. Итогом усилий городской администрации стал запуск в эксплуатацию (в октябре 2006 года) мусороперерабатывающего завода №2 в Кировском районе. Он создан как закрытое акционерное общество при совместном участии муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» и двух частных компаний. На заводе установлена шведская линия по сортировке твердых бытовых отходов. Приблизительный объем переработки — 150 тыс. тонн ТБО в год.

На данный момент действующее предприятие способно переработать только 20–25% собираемого мусора. Если учесть ежегодный прирост отходов, то в ближайшее время Новосибирску понадобится уже не пять, а (по словам представителей заводской администрации) примерно шесть–семь заводов аналогичной мощности. Учитывая, что организация данного производства обошлась в 3,5 млн евро, можно примерно оценить возможные расходы по всем проектам. Хотя, как выясняется, нехватка средств — не самое главное препятствие в деле борьбы с мусором и превращения его в товар. Оказывается, новый бизнес имеет свои особенности, на которые накладываются российские реалии.

Под покровом коммерческой тайны

Как справедливо отмечают некоторые специалисты, бытовой мусор станет прибыльным товаром только в том случае, если его переработка станет более выгодной, чем захоронение на полигонах. В нашей стране, и особенно в Сибири, богатой природными ресурсами, первичное сырье стоит дешево. Чтобы привлечь бизнес к переработке мусора, необходимы ощутимые налоговые послабления. А это возможно лишь в том случае, если данной проблемой серьезно озаботятся на федеральном уровне. В условиях же, когда власть старательно реализует стратегию «энергетической державы», а Сибирь все еще рассматривается как неисчерпаемая кладовая ресурсов, о серьезном отношении к данному виду деятельности не может быть и речи.

Как мы понимаем, в Германии и Японии основательно взялись за мусоропереработку не от хорошей жизни. О том, как дефицит первичного сырья стимулирует предпринимательскую инициативу, еще более красноречиво показывает пример современного Китая. Немногие знают о том, что китайцы целыми баржами завозят из-за рубежа (в основном, из Аляски и Канады) всевозможные отходы, на переработке которых китайские предприниматели сколотили миллионные состояния. Легкая промышленность Поднебесной, завалившая дешевым ширпотребом многие прилавки мира, вовсю использует вторичное сырье, полученное из бытового мусора.

К слову, китайские предприниматели не оставили без внимания и российские городские свалки. Не так давно на производственных площадях одного новосибирского предприятия группа бизнесменов из Гонконга, используя собственное оборудование, наладила линию по переработке пластиковых емкостей. Сделав необходимый расчет, решили отправлять полученное сырье на китайские предприятия, где, ввиду дешевой рабочей силы, производство товаров обходится гораздо дешевле, чем в России. Для сбора сырья организовали специальные приемные пункты, куда устремилась целая армия бомжей, нагруженных мешками с пластиковой тарой (которую они усердно собирали на свалках). Вскоре бизнес пришлось свернуть, поскольку таможня запретила вывозить заготовленный материал, объявив его «стратегическим сырьем». Сейчас трудно сказать, было ли решение таможни банальным бюрократическим произволом, либо деятельность иностранных бизнесменов в столь экзотической сфере не приемлется нашим государством в принципе.

В любом случае необходимо отметить, что вторсырье в последние годы становится повышенным объектом внимания и со стороны отечественных предпринимателей. Например, в том же Новосибирске компания «Олефин-Сибирь» занимается заготовкой старой полиэтиленовой пленки, которая поставляется в Москву (только прошлым летом было произведено примерно 100 тонн сырья).

Пока еще в сфере переработки отходов, по крайней мере, в Сибири, в отличие от утилизации металлического лома, отсутствует напряженная «борьба за ресурсы». Поэтому предприятия данного профиля могут работать с рентабельностью до 20% и выше. Если этот бизнес станет особенно популярным, то с ростом конкуренции неизбежно упадет и рентабельность. Поэтому и предприниматели не стремятся к популяризации своего бизнеса. С другой стороны, участие государства в этом деле тоже может привести к неоднозначным результатам. Не исключен вариант, когда муниципальная власть, почувствовав вкус прибыли, попытается монополизировать эту сферу деятельности, сознательно оградив себя от потенциальных конкурентов из числа самостоятельных бизнесменов.

Выход из замкнутого круга можно найти благодаря диверсификации отрасли. Для этого необходимо внедрять самые разные технологии по переработке отходов, создавая из одного и того же мусора разнообразную продукцию. О том, что мусор станет у нас острым дефицитом, говорить преждевременно, тем более что количество отходов строго пропорционально уровню развития экономики. Главное — не останавливаться лишь на курируемых государством специализированных предприятиях, рассчитанных на одну технологию переработки. Надо понимать, что создание крупных холдингов, контролируемых муниципалитетами, — не единственный путь решения проблемы утилизации отходов. Производственные мощности по переработке мусора можно уже сейчас размещать на свободных площадях действующих предприятий. Вполне целесообразно проводить конкурсы среди частных компаний, способных предложить собственный вариант развития данной отрасли, наименее затратный для городской казны. В этом есть острейшая необходимость — не только экологическая, но и экономическая.

Новая Сибирь начинается сегодня

Не будем обсуждать мотивации муниципалитетов, настойчиво берущих под свою опеку рынок ТБО посредством создания крупных холдингов. В какой-то мере их действия, хотя бы с чисто экологической точки зрения, вполне оправданны. При этом необходимо учитывать, что создание небольших мощностей по переработке мусора на базе уже действующих частных предприятий имеет ряд преимуществ с точки зрения экономии средств (подобная практика, кстати, широко распространена в США). В данном случае отпадает необходимость в возведении больших корпусов, подведении коммуникаций и прочих затратных мероприятиях, необходимых при строительстве любого нового завода. Некоторые предприятия Новосибирска, например, имеют достаточное количество свободных площадей и готовы приступить к монтажу оборудования по переработке мусора прямо сейчас.

Как утверждает генеральный директор ЗАО «Объединение «Вторчермет» Леонид Бабичев, его предприятие полностью готово к внедрению новейших технологий по переработке отходов. Особый интерес вызывает органический мусор, прежде всего в плане получения углеводородного топлива. На предприятии есть свободные площади, вся необходимая инфраструктура, коммуникации, емкости для хранения. Есть, наконец, транспорт, потенциальные заказчики и самое важное — квалифицированный персонал (не говоря уже об опыте работы в данной сфере). Необходимы только инвестиции, рабочие законы и прозрачные отношениями между бизнесом и властью.

Леонид Бабичев не сомневается, что массовое производство синтетического топлива из отходов поможет решить насущную экологическую проблему. Вездесущий пластик, отработанные автомобильные покрышки — прекрасное сырье для получения синтетического топлива. Если будет надлежащим образом налажена их переработка, то недалек тот день, когда этот мусор перестанет раздражать наш взор. С ним произойдет то же самое, что не так давно произошло с металлическим ломом. Сейчас уже почти невозможно встретить бесхозный металл, который еще не так давно устилал наши поля и городские пустыри. Та же участь в перспективе может ожидать пластик и автопокрышки.