Совместный проект журнала «Эксперт» и торгового совета Исландии
Когда-то Жюль Верн послал героев своего романа к центру земли через жерло вулкана в Исландии. Жители этой страны воспользовались вулканами по-другому: они не погружались в кратеры, но поставили тепло земли себе на службу.
Дым, поднимавшийся над территорией нынешнего Рейкьявика и, возможно, приманивший первых поселенцев на остров, вырывающийся из недр кипяток, гигантские трещины, раздвигающие материковые плиты в той самой долине, где тысячу лет назад собрался первый исландский парламент, — все это стало визуальной средой, которая способствовала формированию высокого уровня жизни и энергоемкой промышленности сегодняшней Исландии.
Успехи тем более впечатляют, что достигнуты они были при малочисленном населении, низком стартовом уровне промышленности, отсутствии спасительных запасов нефти и газа — реалий жизни сегодняшней Камчатки и других энергодефицитных и удаленных регионов России. Достижения Исландии в значительной степени обусловлены продуманной государственной энергетической политикой, стремлением прежде всего использовать местные возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Такой политический курс, заданный еще законом о внутренних водных резервах в 1923 году, действует и поныне. В то время местные власти взяли на себя инициативу по разведке потенциальных ресурсов и прямому участию в производстве и распределении энергии. Впоследствии, осознавая свою ответственность, государство выкупило у муниципалитетов оставшиеся 50% компании Landsvirkjun, став с 1 января 2007 года полноправным владельцем 1212 МВт установленных мощностей в стране на десяти гидро-, двух геотермальных и двух дизельных электростанциях, а также масштабной распределительной сети, снабжающей две трети населения страны теплом, водой и электричеством.
Энергетическая революция
2
Девять киловатт мощности первой электростанции, прародительницы гидроэнергетики страны, запущенной неподалеку от Рейкьявика в 1904 году обычным плотником, сегодня превратились в 1 507 МВт. В прошлом году здесь производилось 8 680 ГВт∙ч, а к 2008 году будет достигнут уровень 14 400 ГВт∙ч. Такой революционный прирост в 70% станет возможен благодаря введению в строй уникальной гидростанции Караньюкар мощностью 690 МВт, которая расположена в теле горы, и двух геотермальных станций. Рамочная программа использования гидро- и геотермальных ресурсов, запущенная в 1999 году, базируется на оценке гидропотенциала ледников и осадков еще в 30 000 ГВт∙ч.
Сегодня возобновляемые источники составляют около 72% всей энергетики: 54% — геотермальные ресурсы и 18% — гидропотенциал. Этот видимый дисбаланс объясняется просто: 90% помещений в Исландии обогревается геотермальными водами и только 9% — за счет электричества (см. график).
Уникальный опыт развития топливно-энергетического комплекса Исландии заслуживает внимания и с точки зрения отсутствия вредных выбросов в атмосферу. Фактически Исландия — одна из первых высокоразвитых стран в мире, где отказались от природного газа и ядерного топлива и продолжают сокращать долю выбросов. Углекислый газ, который содержится в смеси пара и воды, поднимающейся по скважинам, используется для газированных напитков и теплиц.
Энергетический кризис 70-х, текущий взлет мировых цен на нефть продолжают способствовать активному освоению ВИЭ. Исландия в настоящее время импортирует лишь необходимый минимум угля (для цементной индустрии) и нефтепродуктов, в основном для заправки рыболовных траулеров, автомобилей и лайнеров, поскольку технически их пока невозможно эффективно заменить. Хотя и здесь, выступив с проектом водородной энергетики, Исландия оказалась впереди всех.
Бурному росту электроэнергетики способствует бум в развитии алюминиевой индустрии в Исландии. Половина всей электроэнергии потребляется при производстве алюминия. В стране нет своих бокситов, однако их оказалось выгодно привозить сюда из-за низкой себестоимости электроэнергии, составляющей до 29% стоимости производства металла. В 2008 году его будет произведено 726 килотонн — в два с половиной раза больше, чем в 2005-м. За счет этого алюминиевая отрасль уже в 2007 году наряду с рыболовством и туризмом составит треть экспорта страны. К 2015 году Исландия планирует производить до 5% мирового объема алюминия.
Геотермализация всей страны
2
Нельзя утверждать, что Исландия — единственная страна, которая далеко продвинулась в сфере использования энергии недр. Гораздо раньше эти технологии стали осваивать в других странах, в том числе и в Советском Союзе. Однако очевидно, что масштабы и сферы применения геотермальных источников в Исландии выше, чем где бы то ни было.
Бурение позволило использовать тепло земли практически во всех населенных пунктах острова. При этом лишь 20% идет на производство электричества. За счет этого тепла функционирует 130 бассейнов — излюбленных мест отдыха всех исландцев от мала до велика. Не удивляйтесь, если кто-то из знакомых исландцев обратит ваше внимание на сухой асфальт после дождя возле своего дома, ведь — это гордость горожан — часть энергии идет на подогрев тротуаров: лед и снег растапливаются остаточным теплом системы отопления.
Крупных электростанций, использующих тепло земли, всего пять, при этом уже обследовано 32 высокотемпературных и 250 низкотемпературных полей, оставляющих колоссальный задел будущим поколениям бурильщиков, проектировщиков и инженеров. На геотермальных электростанциях в 2005 году произведено 1 658 ГВт∙ч, то есть 19,1% всей электрогенерации в стране. В 2006 году общая установленная мощность ГеоЭС составляла 210 МВт, и в ближайшее время планируется довести ее до 410 МВт.
Системы теплоснабжения используют до 60% энергии, получаемой от геотермальных источников Исландии, что составляет 89% всей энергии, потребляемой в теплоснабжении страны. Уникальный проект — теплоснабжение столицы Исландии, города Рейкьявика, где на 99% используется геотермальное тепло. Это обходится в два-три раза дешевле отопления на электричестве и мазуте.
По географическому северному расположению, климатическим условиям, горно-вулканическим образованиям, наличию значительных геотермальных ресурсов и плотности населения Исландию можно сравнить с Камчаткой. Так что Камчатка со своими уникальными рыбными ресурсами и полезными ископаемыми могла бы, применив исландский опыт в развитии топливно-энергетического комплекса, осуществить экономический прорыв.
Хотя прямые сравнения неуместны, ведь всем известны непростые условия эксплуатации построенных на Камчатке геотермальных станций, и слепо копировать наработки Исландии не удастся. Однако исландский опыт строительства ЛЭП и трубопроводов потенциально привлекателен для других богатых геотермальным теплом районов России — Северного Кавказа, Калининградской области.
Таблица: Сравнительные характеристики Камчатки и Исландии показывают перспективы возможного сотрудничества