По словам Агапова, в рамках ФЦП обеспечения ядерной и радиационной безопасности на 2008-2015 годы выделяется из бюджета 30 млрд рублей, часть из которых будет потрачена на создание нового хранилища. «В научное, технико-экономическое обоснование на первом этапе будет вложено 1,8 млрд рублей», -- подчеркнул Агапов. Стоимость первой очереди хранилища составит около 30 млрд рублей, а вместимость – 38 тыс. тонн. Это будет самое крупное в России хранилище такого рода.
В СССР проводились эксперименты и исследования по созданию хранилищ радиоактивных отходов в Красноярском крае, на Кольском полуострове и на острове Новая Земля. Но в 2003 году последние два варианта были забракованы, и тот же самый Александр Агапов, тогда еще представлявший Министерство атомной промышленности России, официально заявил, что на Новой Земле хранилищ строиться не будет. Теперь Агапов подтвердил эту позицию. «Ранее выбранные территории для аналогичного хранилища на Кольском полуострове и архипелаге Новая Земля экспертами были отвергнуты как не самые перспективные и недостаточно надежные», -- указал он.
Между тем Росатом уже столкнулся с серьезными проблемами в сфере утилизации радиоактивных отходов. По словам Александра Агапова, в России имеется 18,5 тыс. тонн отработанного ядерного топлива. Также имеется большое количество радиоактивного оборудования и лома с АЭС и производств атомного комплекса, которое также нужно перерабатывать. Поэтому Федеральное агентство по атомной энергии озабочено созданием нового хранилища радиоактивных отходов. В хранилище под Красноярском пойдут, в частности, отходы и ОЯТ с Ленинградской АЭС.
Надо сказать, что отходы и ОЯТ надо разделять. Отходы — это отходы, а вот ОЯТ через 30-35 лет может обернуться ценнейшим сырьем для отечественной атомной энергетики. На действующих сейчас типах реакторов, работающих на медленных нейтронах, использовать их в качестве топлива либо невыгодно, либо невозможно. Зато для реакторов следующего поколения, на быстрых нейтронах (БН), ОЯТ вполне применимы.
По мнению представителей Росатома, функционирование хранилища радиоактивных отходов является вполне безопасным. «Многолетний опыт эксплуатации этим предприятием долговременных хранилищ подтверждает перспективность будущего национального хранилища ТРО и ОЯТ», -- подчеркнул Агапов. Предполагается, помимо всего прочего, разработать условия для окончательного захоронения радиоактивных отходов в районе Красноярска. Для этого будет создана опытно-промышленная лаборатория, которая проведет исследования возможности размещения объекта окончательной изоляции ядерных и радиоактивных отходов на глубине 600-800 метров.
Идея ведомства Сергея Кириенко создать национальное хранилище радиоактивных отходов в районе Красноярска, в комплексе Горно-химического комбината (ГХК), размещенного в Железногорске (Красноярск-26), не является безупречной. Сам комплекс ГХК представляет собой крупный атомный объект, основные элементы которого перечислены в информационной базе данных «Геологическая среда и объекты ядерно-топливного цикла России», составленной Геофизическим центром РАН в 2001 году. В состав ГХК входят три реактора, два из которых вырабатывали плутоний, а третий – энергетический реактор АДЭ-2, вырабатывает электроэнергию и горячую воду, которая используется для снабжения комбината и Железногорска. Плутониевые реакторы АД заглушены в 1992 году и поставлены на длительную выдержку. Сами по себе реакторы, кстати, также представляют источник излучения.
В ГХК входит также Радиохимический завод по выделению плутония из облученного урана. На этом заводе имеется хранилище жидких высокоактивных отходов, хранящихся в емкостях из нержавеющей стали. В районе Железногорска уже находится несколько хранилищ радиоактивных отходов. Первое и самое ранее – полигон «Северный», предназначенный для глубинного захоронения низкоактивных и среднеактивных жидких радиоактивных отходов. Он открыт в 1962 году и хранит отходы путем закачки их в водяной горизонт глубокого залегания с замкнутым циклом на глубинах от 180 до 550 метров. В 1985 году был введен в строй завод РТ-2 для приема, временной выдержки и переработки отработанного ядерного топлива. Емкость хранилища на заводе составляет 6 тыс. тонн.
Конечно, при расширении хранилища ОЯТ, выражаясь профессиональным сленгом, «дополнительная активность» все-таки создается. Другое дело, что системы контроля за обстановкой уже давно отлажены и действуют успешно.
Тем не менее не все красноярцы поддерживают инициативу Росатома. По их мнению, атомный комплекс в Железногорске уже сейчас представляет собой серьезную угрозу для жителей 100-тысячного города-спутника Красноярска, а также окружающих населенных пунктов, и всех поселений, расположенных вниз по Енисею, в число которых входит два крупных города – Лесосибирск и Енисейск. Размещение здесь нового хранилища только увеличит радиационную опасность для жителей Красноярского края. Правда, есть у жителей Железногорска и прилегающих к ГХК населенных пунктов и один весомый аргумент. Заболеваемость онкологическими заболеваниями в районе ГХК в 2-2,5 раза выше, чем в других районах Красноярского края. «Заболеваемость злокачественными новообразованиями на 100 000 населения в последние десять лет в Сухобузимском районе Красноярского края превышает показатели контрольного Пировского района как в целом, так и по основным локализациям», -- заявил, например, заведующий Лабораторией проблем охраны здоровья населения Красноярского края, к.м.н. Владимир Мажаров.
Проблемой радиоактивной опасности для населения, проживающего в районе ГХК, постоянно занимаются экологи и ученые. Сотрудники Красноярской региональной общественной организации «Гражданский Центр ядерного нераспространения» (ГЦЯН) провели в октябре 2006 года экспедицию под руководством директора центра Владимира Михеева с целью обнаружения и извлечения из почвы высокоактивных «горячих» частиц и передачи их на захоронение в специализированную государственную организацию. Исследовалась пойма Енисея, прилегающая к Железногорску и ГХК. Исследования дали поразительные результаты. «В результате многолетней деятельности реакторного и радиохимического производств ГХК берега Енисея, пойма реки и острова оказались сильно загрязнены искусственными радионуклидами на протяжении до 1 500 км», -- говорится в сообщении ГЦЯН по итогам проведенных работ.
Экспедиция обнаружила, что в пойме Енисея, в пределах 500 км от точки сброса, сохраняются локальные участки аккумуляции долгоживущих техногенных радионуклидов, таких как кобальт-60, стронций-90, цезий-137 и европий-152. «Вследствие этого обнаружен ряд участков с очень высокими уровнями загрязнения, вплоть до категории "радиоактивные отходы", в том числе в интенсивно посещаемых населением местах. К таким относятся прибрежная зона пос. Большой Балчуг, остров Городской в Енисейске. Эти частицы попадали в Енисей с проточной водой во время ликвидации аварийных ситуаций на реакторах. "Горячие" частицы – это очень мелкие, пылевидные частицы реакторного графита, топлива, облученного урана и т. п., имеющие огромную удельную активность и мощное гамма-излучение», -- рассказывает руководитель экспедиции и директор ГЦЯН Владимир Михеев.
Результаты работ экологов вынудили руководство ГХК принять участие в мониторинге радиоэкологической ситуации, и в феврале 2007 года, на встрече руководителей комбината и руководителей экологических организаций, генеральный директор ФГУП ГХК Петр Гаврилов предложил экологам принять участие в ежегодной экспедиции по мониторингу территории, входящей в зону наблюдения предприятия.
Надо отметить, что Законодательное собрание Красноярского края также озабочено проблемами радиационной опасности. Еще в октябре 2006 года депутаты приняли в первом чтении краевую целевую программу «Реализация социально-экологических мероприятий в зоне влияния ФГУП ГХК, по которой предполагается выделение 150 млн рублей на радиоэкологический мониторинг Енисея и защиту населения от воздействия радиации. Эта программа поможет также разрядить напряженную социальную обстановку вокруг комбината.
После заявления Александра Агапова представители законодательного органа края настроены весьма решительно: «Росатом должен доказать нам, что условия, на которых они предлагают привозить к нам ядерные отходы, безопасны. Вероятно, на сессию ЗС мы пригласим Сергея Кириенко. Кроме того, возможно проведение референдума. В любом случае уже сейчас мы выходим на переговоры с федерацией и будем высказывать свою жесткую позицию», -- заявил председатель комитета краевого ЗС по экологии Виктор Зубарев.