Причина сговорчивости Китая проста. Еще весной власти Поднебесной объявили о том, что будут усиливать экологическую политику. Это связано с подготовкой к Олимпийским играм и с международным резонансом после аварии на химическом комбинате в Цзилине. Напомним, она случилась 13 ноября 2005 года и в результате ее около 100 тонн бензола и нитробензола попали в реку Сунгари – приток Амура.
Необходимость подписания подобного соглашения определяется географией и экономикой двух стран. Протяженность границы между Россией и КНР по реке Амур и ее притокам (Аргуни, Уссури, Сунгач) и озере Ханка составляет 3544 км. Река протекает по территории трех государств (Россия, Монголия и Китай) и трех субъектов РФ (Хабаровский край, Амурская область и Еврейская автономия). На этой огромной территории проживает более 70 млн человек. Между тем промышленная политика Китая приводит к загрязнению российских рек. Бывший посол России в Китае Игорь Рогачев подсчитал, что РФ сбрасывает в Амур около 1 млн тонн стоков каждый год, в то время как китайская сторона в Сунгари – 14 млн тонн. В итоге, по экспертным оценкам ДальНИИВиХ, доля Китая в общем сбросе сточных вод составляет: в реке Аргунь – 87,5%, в реке Амур на участке от устья Аргуни до устья Сунгари – 75%, на участке устье Сунгари – выше устья Уссури – 98,5%, а в реке Уссури – 97,6%. Негативное влияние на экологию оказывает также активизация берегоукрепительных работ со стороны КНР, приводящих к изменению русла реки и размыву российского берега. Только на территории Амурской области вдоль левого берега Амура выявлено 345 км эрозионно опасных участков. Между тем смещение фарватера реки может привести к затоплению российских населенных пунктов.
По исследованиям Росгидромета, качество воды только в Амуре ухудшается с каждым годом. Так, в прошлом году было зафиксировано три случая экстремально высокого содержания в водах реки ионов меди и 13 случаев – ионов свинца, марганца и фенола. Свыше 60% проб воды, взятых из водозаборов Хабаровского края, оказались неудовлетворительными по микробиологическим показателям. Исследователи также отмечают обмеление реки, что приводит к значительному снижению ее возможностей по самоочищению и к росту концентрации загрязняющих веществ. «Амур из реки, через которую осваивался Дальний Восток, превращается в фактор, отталкивающий население из региона. Грязный Амур, купаться нельзя, рыбу есть нельзя, пить нельзя – и люди уезжают. Это один из поводов для людей бросить эту территорию», -- заявлял зампред правительства Хабаровского края Александр Левинталь.
Россия давно настаивала на формировании эффективной системы сотрудничества с Китаем. Но вот межправительственное соглашение, которое регламентировало бы вопросы природопользования, две страны обсуждали много лет и до сих пор не подписали. Камень преткновения был один – в соглашение необходимо было включить раздел об ответственности сторон за причиняемый экологии реки ущерб. Между тем стороны не могли договориться о том, каким образом будет рассчитываться ущерб и, соответственно, компенсации.
Пока неясно, будет ли прописан данный раздел в том проекте соглашения, который теперь изучают ведомства двух стран. По словам министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева, в документе прописаны ключевые вопросы в сфере охраны и использования трансграничных вод России и КНР. «Заключение соглашения позволит координировать усилия двух стран, направленные на стабилизацию и последовательное улучшение экологического состояния трансграничных водных объектов. Подписание документа позволит также минимизировать риски, связанные с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие трансграничного загрязнения», -- отмечается в сообщении Минприроды.
Как информирует ведомство, соглашение предусматривает двустороннее сотрудничество по следующим направлениям: разработка единых нормативов и целевых показателей качества трансграничных вод; содействие применению современных технологий рационального использования и охраны трансграничных вод; информирование сторон в предварительно согласованном порядке об осуществляемых и планируемых водохозяйственных мероприятиях на трансграничных водах, способных привести к значительному трансграничному воздействию; принятие необходимых мер по предотвращению, ограничению и сокращению такого воздействия; мониторинг трансграничных вод для получения на регулярной основе информации о состоянии их вод по согласованным программам; принятие сторонами мер по предотвращению, ограничению и сокращению трансграничного воздействия; сотрудничество в сфере гидрологии, предупреждения и сокращения последствий паводков на трансграничных водах; разработка и осуществление совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций экологического характера на трансграничных водах и реагированию на них и др.
В любом случае подписание любого документа уже даст эффект. И все-таки основной пункт – определение механизмов компенсации экологического ущерба. «Как правило, компенсация за загрязнение определяется в рамках двусторонних договоров. Прежде всего определяются некие нормативы по сбросам, в случае превышения которых предполагаются компенсации другой стороне или дополнительные отчисления на природоохранные мероприятия. При этом здесь могут возникать конфликты, т. к. основные затраты придутся на китайскую сторону (экономика российского Дальнего Востока пока не столь развита), что затянет решение вопроса на годы», -- отмечают специалисты ИК «Финам».
Однако не стоит забывать о том, что подписание соглашения с Китаем – лишь одна из мер, необходимых для спасения Амура. Еще прошлой осенью генеральный прокурор России Юрий Чайка предлагал принять ряд экстренных мер. Например, принять нормативно-правовой акт, направленный на охрану и рациональное использование реки Амур. Подобный закон худо-бедно действует в отношении Байкала, и администрация Хабаровского края давно настаивала на принятии аналогичного документа в отношении Амура. Но кроме этого необходимо разработать федеральную целевую программу оздоровления экологической обстановки в бассейне реки. А также разграничить функции Ростехнадзора и Росприроднадзора и утвердить методики определения ущерба, нанесенного окружающей среде.