С каждым днем увеличивается число предприятий, у которых истекают лицензии на водопользование, новые же им не выдают, ссылаясь на новый Водный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года. У большинства предприятий лицензии на водопользование действительны до 1 января 2008 года.
До ввода в действие нового Водного кодекса СанПиН (Санитарные правила и нормы) запрещал сбрасывать любые сточные воды лишь в первую зону санитарной охраны источников водоснабжения, непосредственно прилегающую к ним. Для рек она устанавливалась вверх по течению не менее 200 м от водозабора и вниз — не менее 100 м. В остальные же зоны запрещался сброс только сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам по химическим и микробиологическим показателям.
Статья 44 нового Водного кодекса гласит: «Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
Тем самым запрещается сброс любых сточных вод, даже дистиллированной воды, во все три зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Например, для рек вторая зона должна составлять не менее чем пятисуточный ход реки вверх по течению от водозабора, а это сотни километров. И на всем ее протяжении не должно быть никаких сбросов — ни промышленных, ни бытовых вод — вне зависимости от степени их очистки. В густонаселенных районах России в эту зону попадает огромное количество промышленных предприятий, а также многие социально значимые объекты: ТЭЦ, водоканалы. То есть при наличии какого-либо водозабора на реке на сотни километров выше по течению обязаны закрыть предприятия, отключить свет, тепло и канализацию.
Проблема казалась юридическим казусом, но после того, как Росприроднадзор по Кировской области предписал ТЭЦ-3 города Кирово-Чепецка осуществлять «водопользование озером Ивановское в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 44 Водного кодекса», дело приняло серьезный оборот. Фактически предписание означает требование прекратить работу ТЭЦ. Только в Кировском Росприроднадзоре заготовлено еще 19 подобных предписаний. Для их вручения выезжают на место сразу с сотрудниками прокуратуры.
Пока кара невелика. Директору ТЭЦ-3 был выписан штраф в размере 500 рублей, который ему удалось успешно оспорить в суде. Но это минимальное наказание, максимальное же — для юридических лиц — штраф до 20 тыс. рублей и, главное, лишение права водопользования.
Такие меры никак нельзя трактовать как заботу об окружающей среде. Сейчас не существует технологий, позволяющих работать без сбросов ТЭЦ, городским канализациям и многим промышленным предприятиям. Руководители предприятий, которые подпадут под 44-ю статью по истечении лицензий, пока не знают, чего именно ожидать, но предчувствуют, что дешево отделаться не удастся. По словам руководителя одного из крупных холдингов, «все сидят молча как кролики, и каждый надеется, что первым схватят не его». По мнению директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Д