Дошли до мышей
Нобелевская премия 2007 года по физиологии и медицине присуждена ученым из США - Марио Капеччи и Оливеру Смитису и Великобритании - Мартину Эвансу за открытие принципов внедрения специфических модификаций генов у мышей с помощью эмбриональных стволовых клеток. Проще говоря, этот метод позволяет «выключать» гены или вносить в них изменения, а в результате получать информацию, как это влияет на организм или на формирование генетических заболеваний. Модели заболеваний, созданные с помощью этого метода, позволяют понять биохимию и физиологию наследственных патологий и помогают формированию принципиально новых подходов к их лечению.
Многие комментаторы отмечают, что прорывные работы, связанные со стволовыми клетками, до сих пор не удостаивались высокого внимания и оценки. Нобелевский комитет, можно сказать, проявил смелость, большую, к примеру, чем правительства США и Великобритании, которые не захотели лет тридцать назад дать гранты на эти работы, сочтя их слишком амбициозными. Сейчас же эта технология, уже значительно усовершенствованная, приносит пользу как практической медицине, так и фундаментальным изысканиям на тему «как устроена жизнь».
Нанопремия
Нобелевская премия по физике 2007 года присуждена французу Альберу Ферту, директору физического подразделения Национального центра научных исследований (CNRS, Орсэ) и немцу Петеру Грюнбергу, профессору Исследовательского центра Юлиха - за открытие эффекта гигантского магнетосопротивления (Giant Magnetoresistance, сокращенно - GMR).
По сути, физическая нобелевка 2007 года - это одна из первых премий, полученных пионерами столь популярного сегодня во всем мире обширного нанотехнологического кластера. Именно благодаря открытию, сделанному почти два десятилетия назад независимо друг от друга Фертом и Грюнбергом, миллионы нынешних пользователей персональных компьютеров получили резко возросшую емкость винчестеров, исчисляемую не мегабайтами, а сотнями и даже тысячами гигабайтов, а любители миниатюрных устройств для хранения и воспроизведения музыки, графики и видео в сжатых форматах избавились от необходимости постоянно соизмерять свои аппетиты с ограничениями, накладываемыми размерными характеристиками этих носителей информации.
На поверхности
Главным химиком 2007 года Шведская Академия Наук признала 71-летнего немца Герхарда Эртля. Эртль был удостоен высшей научной награды за исследования химических процессов, происходящих на поверхностях твердых материалов.
Обсуждая химическую нобелевку, целый ряд специалистов отметил, что, несмотря на всю значимость научных достижений Герхарда Эртля, отсутствие на призовом подиуме-2007 других его коллег по исследованиям в области химии поверхностных явлений (в частности, неоднократно упоминается имя американца венгерского происхождения Габора Соморьяи) не слишком понятно. Если же к этому добавить и тот факт, что химия поверхностных явлений в последний раз удостаивалась внимания Нобелевского комитета аж 75 лет назад, в 1932 г. премию получил знаменитый американский ученый Ирвинг Ленгмюр, выбор Эртля в качестве солиста нынешнего года и вовсе кажется странным.
Впрочем, справедливости ради, членов Шведской Академии есть и за что похвалить: после длительного чередования в призовых списках прошлых лет представителей интердисциплинарной биохимии (и, отчасти, физхимии) почетная награда наконец досталась «чистому химику». Герхард Эртль - один из основоположников современной химии поверхностных явлений, выдающийся экспериментатор и методолог, на протяжении нескольких десятилетий кропотливо исследовавший природу химических процессов, происходящих на границах раздела трех фазовых состояний вещества - твердого, жидкого и газообразного.
Памяти века
Литературная премия досталась 87-летней англичанке Дорис Лессинг. Писательница она видная, собравшая за долгую жизнь множество премий, но все же владычицей умов ее не назовешь. У нас ее активно печатали еще в 50-х, когда Лессинг увлекалась коммунистическими идеалами; дальше, впрочем, идеалы у нее поменялись. Самый известный ее роман – «Золотой дневник» (1962); его порой называют классикой феминистской литературы. В 70-80-е Лессинг переключилась и вовсе на фантастику, написав многотомную эпопею о конфликте галактических цивилизаций вокруг планеты Земля.
Премия досталась ей с определением «Автору эпических описаний женского опыта, который со скепсисом, страстью и провидческой силой исследовал разделенную противоречиями цивилизацию». Формулировка, отдающая дань и феминизму, и фантастике, звучит, конечно, громко. Даже, пожалуй, громче, чем творчество самой лауреатки – не эпохальной, но очень хорошей писательницы, духовной биографией неразделимо связанной с минувшим веком.
Удобная неправда
Нобелевскую премию мира поделили бывший вице-президент США Альберт Гор и Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Норвежский Нобелевский комитет, который традиционно присуждает эту премию, отметил их усилия и работу по распространению знаний об изменениях климата и принятию мер, в целях пресечения распространения негативных процессов.
Главной темой исследований МГЭИК является угроза глобального потепления. Альберт Гор также уделяет много внимания этой проблеме, в частности, он снял по мотивам своих семинаров документальный фильм "Неудобная правда", получивший 2 премии "Оскар" за 2006 год. Лента демонстрирует, что в последние годы земной климат претерпевает катастрофические изменения, вызванные деятельностью человека.
Премия мира ранее доставалась, как правило, политикам и общественным деятелям, защитникам прав человека и миротворцам. О том, что в этом году ее могут получить экологи, стало известно заранее. Решение Нобелевского комитета вызвало тем большее недоумение среди экспертов, что в упомянутом фильме Альберта Гора критики нашли множество неточностей и ошибочных выводов.
Галина Костина, Тигран Оганесян, Виталий Сараев,
Всеволод Бродский, Андрей Борзенко