Богатый и колоритный край представлял руководитель Агентства по туризму ЯНАО Владимир Зобнин. «Конечно, нашим холодным краям трудно соперничать с теплой Турцией. Но на Ямале сейчас есть люди, которые способны сделать туризм сферой экономики, не менее выгодной, -- подчеркнул Зобнин. -- Жилище северных народов — чум -- удивляет и потрясает весь мир и своей уникальной практичностью, и своим неповторимым колоритом. Сегодня все, кто приезжает на Ямал, стремятся побывать в музее под открытым небом — в Горнокнязевске. Посидеть в настоящем чуме, отведать строганины и чая. Завтрашние туристы захотят в чуме пожить, и мы им такую возможность предоставим».
Что же такое Горнокнязевск? Этот туристический объект создан в 2001 году на месте старинного ненецкого поселка (образованного еще в XVII веке). В апреле 2004 года Горнокнязевск посетил с визитом президент России Владимир Путин, и время от времени здесь проводятся экскурсии для участников встреч и совещаний, которые проходят в Салехарде. Как следует из названия, здесь проживали представители княжеских родов. Все экскурсии начинаются с традиционного хантыйского обряда очищения огнем, и туристов встречает сам Обдорский князь Тайшин, чья скульптура и восковая фигура установлены в родовом доме при въезде в комплекс. Туристы после обряда очищения могут в настоящем чуме отведать блюда национальной кухни, сфотографироваться с потомками древнего княжеского рода Тайшиных. Желающим предлагается катание на оленьей упряжке.
Вторая – трагическая достопримечательность ЯНАО -- маршрут вдоль 501-й сталинской стройки, протяженностью около 300 км, покрытый костями зэков. Всего железная дорога Лабытнанги--Салехард--Надым имела протяженность 900 км, некоторые ее участки используются (Чум--Лабытнанги – действующая дорога, Надым--Пангода--Уренгой--Новый Уренгой используется для заброски грузов на нефтегазовые промыслы). Туристический маршрут проходит вдоль неиспользуемой трассы, где туристы могут увидеть заброшенные лагеря, станции, депо, осмотреть оставленные на путях паровозы и вагоны.
В целом же на Ямале стараются не упускать ни одной возможности для привлечения туристов. Так, Агентство по туризму ЯНАО разрабатывает спецмаршруты для наблюдения за солнечным затмением, которое ожидается 1 августа 2008 года. В Надыме, где солнце будет находиться в тени Луны 2 минуты 27 секунд, для туристов будет специально оборудована площадка, установлен палаточный городок с обеспечением всех норм безопасности, здравоохранения и санитарии. Все желающие смогут удобно расположиться и увидеть солнечное затмение своими глазами. Несмотря на удаленность региона, суровые условия и самое начало развития туризма, в 2007 году на Ямале ожидают приезда 2 тыс. человек, и объем туристических услуг должен составить около 50 млн рублей, заявил главный специалист информационно-аналитического отдела Агентства по туризму ЯНАО Вячеслав Климов. Около 15% туристов – из Финляндии, Германии, Болгарии и Китая. Планируется заезд группы из Бельгии.
Однако развитию туризма на Ямале, как и в других похожих регионах (например, на Сахалине), мешает не только труднодоступность региона и многочисленные проблемы в организации визитов. Главная проблема – нефть и газ Ямала.
Здесь открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные запасы газа которых составляют 10,4 трлн куб. метров, 228,3 млн тонн конденсата и 291,8 млн тонн нефти. «Газпром» возлагает большие надежды на ввод в эксплуатацию ямальских месторождений. Развитие газодобычи потребует грандиозного строительства в тундре. До 2025 года в округе нужно построить 12 тыс. км новых и реконструировать 28 тыс. км старых газопроводов. Полуостров Ямал должен до 2030 года обеспечить добычу 180--200 млрд куб. метров газа в год, не считая нефти и газоконденсата. Новый газотранспортный коридор протяженностью около 1,5 тыс. км пройдет через южную, самую узкую часть Ямала, затем через Полярный Урал и далее вдоль железной дороги через Ухту. Первое нефтегазоконденсатное месторождение на Ямале – Бованенковское – «национальное достояние» планирует ввести в третьем квартале 2011 года.
Основные туристические районы могут попасть в зону строительных работ по обустройству промыслов, прокладки дорог и трубопроводов и могут быть уничтожены, сделаны непригодными для проживания местного населения и непривлекательными для посещений. Освоение нефтегазовых богатств уже нанесло колоссальный урон природе ЯНАО. Природа тундры крайне уязвима. А колея, оставшаяся от вездехода, может зарастать около 10 лет, но часто она просто размывается, постепенно превращаясь в овраг и в новое озеро. Огромный ущерб наносят пожары: в год в ЯНАО сгорает около 14 тыс. кв. км ягельных пастбищ. Уничтожение одних пастбищ приводит к перевыпасу на других, из-за чего постоянно падает численность и продуктивность стад. Старожилы отмечают, что средний вес оленя упал за последние 20 лет почти вдвое.
Свалки и груды искореженной техники представляют собой с советских времен привычный элемент ямальских поселений и городов. Мусор на холоде и на мерзлоте не разлагается и постепенно скапливается в большие кучи, которые сильнее нагреваются солнцем, чем окружающая тундра. Под свалками начинает таять мерзлота, образуя болота и провальные озера. Термокарст и термоэрозия уничтожает в среднем по 2% территории ЯНАО в год, а сегодня термокарстовыми процессами охвачено около 50% территории округа. Иногда мерзлота начинает таять на площадях в десятки квадратных километров, на десятки метров вглубь, и на месте тундры образуется глубокое болото, где властвует беспощадная мошка, гнус и комары. «Освоенные» территории превращаются в пустыню, на которой не может жить оленевод. Поэтому на «освоенных землях» никакого туризма не получится.
По оценкам ученых Института экологии растений и животных УрО РАН, начало широкого промышленного освоения Ямальского полуострова, запланированного «Газпромом», может стать последним толчком оленеводческого хозяйства к крушению и исчезновению. Это поставит крест на всех усилиях по развитию ямальского туризма, поскольку немногочисленные заповедники и комплекс в Горнокнязевске не смогут принять большой поток туристов, а возможностей для развития, создания новых природно-этнографических комплексов не будет. Если в ЯНАО нечего будет показать, кроме обширных болот, свалок, груд разбитой техники и металлолома, факелов над промыслами, то ямальский туризм умрет, не успев окрепнуть.