Нынешний Франкфуртский автосалон, как и все последние, проходил на фоне стагнирования автомобильного производства в Западной Европе. Последние семь лет годовой выпуск машин в Евросоюзе стабильно держится на уровне 16 млн штук, в прошлом году этот показатель увеличился лишь на 0,8%, в этом — в лучшем случае вырастет на 1% (см. график 1). Впрочем, большие надежды европейских автопроизводителей сейчас связаны с развитием собственных производств в Восточной Европе, а также в странах третьего мира. Так, на выставке Renault представил планы создания своих новых производств в Индонезии, Южной Африке, Пакистане, а европейское подразделение транснациональной компании Ford объявило о начале строительства нового завода в Румынии. Наконец, в день открытия автосалона было подписано окончательное соглашение о создании СП между компаниями Fiat и «Северсталь-Авто», на мощностях которого в России будут собираться Fiat Linea и Fiat Ducato. При этом некоторые произведенные в России комплектующие Fiat намерен поставлять для своих европейских заводов.
Внимание, газы!
Однако не смелые планы автопроизводителей в условиях стагнации рынка были лейтмотивом салона во Франкфурте. Главной темой крупнейшей европейской автомобильной выставки стали непростые отношения автомобиля и экологии. «Автомобили без выбросов углекислого газа!», «СО2 = 0!» — такие лозунги столь часто мелькали на стендах, что огромный плакат типа «Долой СО2!» впору было повесить над всем Франкфуртским выставочным комплексом, общая площадь которого, кстати, равна 27 футбольным полям.
Озабоченность европейских автопроизводителей экологическими нормами вполне объяснима. Как известно, в начале этого года Еврокомиссия представила проект, содержащий новые нормативы на выбросы автомобилями углекислого газа (СО2). Согласно проекту, который планируется принять в 2008 году, продаваемые в Европе автомобили должны к 2012 году выбрасывать в атмосферу не более 130 граммов углекислого газа на километр пробега, а позже — не более 120 г/км. Тех, кто не уложится в эти рамки, будут серьезно штрафовать.
Нынешний средний выброс углекислоты в Европе вроде бы ненамного превышает запланированные нормы — он составляет 160 граммов на километр. Однако картина неоднородна. В выигрышном положении оказываются производители маленьких машин с маломощными двигателями: понятно, что создать микроавтомобильчик с минимумом вредных выбросов гораздо легче, чем конструировать «чистые» большие седаны с мощными моторами. Так, можно только позавидовать производителю малолитражек Smart — средний уровень выброса СО2 у них сейчас даже ниже запланированных норм — 116 г/км. В среднем не намного превышает планируемые ограничения Fiat, в модельном ряду которого много маломощных автомобилей (140 г/км). Неплохо смотрятся французы — Citroën и Renault, которые также благодаря активному выпуску маленьких машин держат показатель вредных выбросов на уровне 145 и 140 г/км соответственно. А вот производители более дорогих и мощных машин, в первую очередь германск