«Сейчас, по мере того как жизнь в России налаживается, экономика бурно растет, население богатеет, складывается средний класс, по уровню жизни мы постепенно приближаемся к Европе, проблемы окружающей среды выходят на передний план». Такими словами открыл заседание глава медиахолдинга «Эксперт», модератор круглого стола Валерий Фадеев. Проблема имеет две составляющие. Во-первых, от экологической среды зависит возможность достойного существования людей. Сегодня же ситуация в России близка к экологическому кризису. Так, например, 9-й президент Всемирного банка, председатель Консультационного совета Citigroup Джеймс Вулфенсон привел следующие данные. Россия по доли выбросов СО2 занимает третье место в мире после США и Китая. Только РАО ЕЭС выбрасывает 2% всего мирового объема СО2. А город Норильск загрязняет атмосферу больше, чем вся Франция. «Перед нами стоит огромный вызов – как соединить бурное экономическое развитие с экологической безопасностью», -- обозначил проблему Вулфенсон. При этом в мировом сообществе поставлена цель: сократить выбросы на 50%. Но вопросы экологии связаны не только с заботой о сохранении окружающей среды, но и с вполне прагматичными политическими и экономическими интересами. С насыщением традиционных потребительских рынков, окончанием холодной войны и исчезновением абсолютной угрозы, очевидной всему обществу, трудно найти более удачный способ стимулировать потребительскую активность населения и инновационную активность государства и бизнеса, чем озаботить всех экологической проблематикой.
То есть, говоря другими словами, экологическая составляющая в бизнесе является одним из инструментов его конкурентоспособности. И если Россия хочет занять свое место в мировой экономике, отметать от себя вопросы экологии ни в коем случае нельзя.
«Имидж, репутация компании в мире напрямую зависит от того, какую экологическую политику она проводит», -- отметил советник правительства Великобритании по вопросам экономики изменения климата и развития, глава экономической службы кабинета Тони Блэра сер Николас Стерн. Как следствие, от этого зависит и прибыль компании. Так, например, благодаря выпуску компанией Toyota нового экологически чистого автомобиля Prius с гибридным двигателем она заработала в 2006 году 12 млрд долларов. А компания Ford, не инвестировавшая в подобное производство, потеряла в прошлом году 13 млрд долларов, сообщил основатель компании Winston Eco-Strategies Эндрю Уинстон.
Ведущие мировые игроки, чтобы удержаться на рынке, тратят огромные деньги на экологичность своего производства. «Так, компания DuPont тратит 1,9 млрд долларов в год на это, иначе она бы просто перестала быть прибыльной, -- сообщил Уинстон. – В результате за последние 15 лет она сократила выбросы на 75%. Alcoa – крупнейший производитель алюминия, и она рассматривает для себя сокращение выбросов как способ поднять свою ценность на рынке. Wal-Mart -- крупнейший американский ритейлер -- попросил своих поставщиков сократить размеры упаковки. В результате этого сократились выбросы в окружающую среду, и теперь компания используют это как свое конкурентное преимущество». По оценке директора Российского центра "Чистое производство" Александра Цыганкова, каждый рубль, вложенный компанией в экологию, приносит 5--15 рублей прибыли.
По мнению участников круглого стола, вопросы экологии в России должны быть подняты своевременно не только государством, но и прежде всего бизнес-сообществом. Если этим озаботится только государство, это может негативным образом отразиться на бизнесе. «Бюрократический подход несет в себе риски – несогласованность бизнеса, государства, населения. Мы привыкли рассматривать охрану окружающей среды как механизм давления на бизнес с целью ограничить загрязнения. Но нужен другой механизм – механизм сотрудничества, который обеспечивал бы всеми понимание важности этой проблемы», -- сказал Валерий Фадеев.
Крупные российские предприятия, похоже, уже сами занялись проблемой экологии на своих производствах. «Я не знаю ни одну крупную компанию, у которой бы не было сбалансированной экологической политики. Экологические стандарты компаний даже более строгие, чем федеральные, но, к сожалению, они весьма затратные», -- сообщила Елена Лебедева, директор Департамента экологии ТНК-BP.
«РАО ЕЭС – крупнейшая мировая компания и крупнейший источник выбросов. Но компания уже озаботилась этим вопросом. В 2005 году принята экологическая политика, это пронизывает всю деятельность холдинга, -- доложил генеральный директор Агентства по прогнозированию глобальной энергетики РАО "ЕЭС России" Игорь Кожуховский. -- Каждая компания холдинга имеет целевые экологические показатели. И сейчас нас беспокоит экологическая ответственность за энергетику после того, как РАО ЕЭС перестанет существовать. По компаниям холдинга проводится экологический аудит, экологические сертификации. Сейчас мы вышли с инициативой о трехстороннем соглашении по экологической политике – с государством, компаниями, неправительственными организациями. В результате реализации 75 проектов будет сокращено более 50 млн тонн выбросов». Подобные программы существуют и у Группы ГАЗ, и у «Русала», и у многих других. Но проблема кроется в том, что реализатором этих программ должен быть непосредственно персонал, рабочие предприятий. А они пока экологически не мотивированы.
«У нас есть одно предприятие, которое инвестировало несколько сотен миллионов долларов в современные системы, связанные с очисткой воздуха, но выяснилось, что раз в месяц происходят сервисные работы – в это время очистка воздуха отключается и за эти пять часов этот цех выбрасывает столько же, сколько в оставшиеся 29 дней, -- сообщил председатель наблюдательного совета компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска. -- Поэтому роль людей, которые непосредственно работают с оборудованием на производстве, не переоценима».
«Вовлечение рядовых работников в вопросы экологии – вот о чем надо думать в первую очередь, -- считают в Группе ГАЗ. – На предприятиях делается много бракованной продукции, а это дополнительное загрязнение окружающей среды». «Решающим условием является лидерство руководства в формировании экологической идеологии, – говорит руководитель Центра по экологической политике "Эколайн" Марина Хотулева – Если гендиректор проявляет готовность к лидерству по вопросам окружающей среды, то на площадке рабочие соблюдают необходимые правила. Должен быть прямой диалог глав предприятий со своими сотрудниками».
Сегодня в России как нигде наблюдается кризис мотивации рабочего класса. Специалисты говорят о «деградации трудового сознания», «потере смысла труда». И в связи с этим можно предложить гипотезу: «экологическая парадигма» может быть использована работодателями как ключевой элемент при разработке системы управления мотивациями своих рабочих и формирования у них ответственного трудового поведения.
Если это будет сделано, то Россия окажется в большом выигрыше по сравнению со многими другими странами и сможет сполна воспользоваться своими экологическими преимуществами. «Ведь уже в 2025 году в мире произойдет кризис, связанный с ограничением пресной воды, а пресная вода -- абсолютно необходимый компонент для жизни. Именно с водой будет связан самый сильный из имеющих отношение к экологии кризис цивилизации, -- сообщил директор Института водных проблем Виктор Данилов-Данильян. -- Грядет перестройка всей мировой экономики под воздействием этой угрозы. В отличие от нефти воду нельзя возить танкерами или гонять по многотысячекилометровым трубопроводам в тех количествах, в которых она нужна энергетикам и сельскому хозяйству. То есть использовать воду можно только рядом с бассейнами, там, где она есть». В России же пока недостатка в пресной воде нет – страна занимает второе место по запасам воды, поэтому мы можем выиграть. И сейчас Россия должна вести разумную экологическую политику на водосборах и всемерно экономить воду. «Рынок водоемкой продукции будет самым быстрорастущим сектором мирового рынка через 7--8 лет, -- отметил Данилов-Данильян. -- А водоемкая продукция – это энергия, целлюлоза, химия, многие подотрасли металлургии».