Известно, что атмосфера обязана своим оттенком рассеянию света на взвешенных в ней частицах. Чем толще слой воздуха, через который проходит луч, тем сильнее выражен цвет. Неудивительно, что ученых из Национальной обсерватории Афин заинтересовали закаты в изображении Тернера, Дега и даже Климта (а также еще 16 художников): ни спектрографов, ни даже цветной фотографии, чтобы фиксировать лучи со всей научной строгостью, у их современников не было. Творческой свободе и особенностям восприятия противопоставили бесстрастную статистику — анализу подвергли 554 полотна.
Разумеется, пыль на пути лучей любопытна не сама по себе: она — след таких явлений, как, например, знаменитое извержение вулкана Кракатау в 1883 году, остудившее планету на полтора градуса. И если масса выброшенного вещества поддается подсчету, то размеры частиц и, главное, их распределение — все еще предмет научных споров (имеющих, кстати, не только исторический смысл: возможно, в скором будущем атмосферу придется охлаждать при помощи «искусственных вулканов»). А художники — неплохие кандидаты на роль арбитров: в приверженности той или иной климатологической теории их заподозрить трудно.
Фото: Boston Museum Of Fine Arts; NASA; Braydawg/Flickr; Lightandreher/Flickr