Меня укусила собака. Маленькая дворовая собачонка подбежала, приветливо повиливая хвостом, и цапнула за ногу. Ужасно неприятно. Спасибо, джинсы плотные, на ноге остался след, но без кровавых последствий.
– Кожа повреждена?
– Да.
– Кровь есть?
– Нет.
– Тогда спите спокойно, если через три дня хуже не станет, можно расслабиться, – таков был мой разговор с местным травмпунктом.
Через пару дней та же бездомная собачонка бросилась мне под ноги, заливаясь злобным лаем и скаля слюнявую пасть. Я в ужасе заверещала, а соседский мужик иронично процедил: «Да вы что, барышня. Это ж наш бездомный Дружок, он у нас тут давно живет – никого не трогает». На мои реплики о том, что несколько дней назад эта безобидная псина меня укусила, собравшаяся толпа шумно обвинила меня в жестокосердии, нелюбви к живому, злобности и других грехах: «Нечего в кожаном пальто расхаживать – оно собаке не нравится!» До сих пор сердобольные старушки в нашем дворе подкармливают Дружка и свору ему подобных, а мимо дома ходить все страшнее и страшнее.
А недавно моя коллега пришла на работу подавленная: бездомная собака во дворе укусила сына. И не просто «прихватила зубами», кровь лилась ручьем: «Он проходил мимо собаки в тот момент, когда одна из жительниц дома кормила бездомных собак. Собака, видимо, подумала, что мальчик собирается забрать еду. Поэтому бросилась на ребенка и укусила за ногу. Травмпункт Филатовской больницы сделал два болезненных укола и выдал справку для ветеринарной клиники – в течение десяти дней нужно вести наблюдение, чтобы понять, бешеная собака или нет. Но не все так просто: укушенный вынужден найти пса, поймать и доставить в ветлечебницу на освидетельствование. Другой вариант – в течение этих десяти дней кормить, поить, лелеять животное и наблюдать: не появятся ли всклокоченная шерсть, пена изо рта и "дезориентация на местности" – признаки бешенства, и не умрет ли она. О состоянии здоровья собаки укушенный должен сообщить в ветлечебницу. Если животное здорово, то вам делают только три укола, если нет, то шесть».
Оказалось, что бездомные собаки набрасываются не только на взрослых и детей, но и на собак, прогуливающихся с хозяевами. Жертвами стали другая моя коллега и ее питомица: «Прямо во дворе, где я выгуливаю собаку, живут три прикормленные местными жалостливыми бабушками псины. Ходить мимо них страшно и одной, и с подругой, и даже с питомцем, псом бойцовской породы. Собаку вожу в строгом ошейнике, на поводке. Однажды нас атаковала местная стая, от страха моя псина сорвалась с поводка, дворовые псы прогнали ее через три улицы, зажали в угол между домами и напали. Спасло то, что в ней проснулась "бойцовская кровь", и она отбилась. В другой раз бездомные собаки напали, когда мы гуляли с соседкой и ее псом. Отбили нас местные подростки. Повезло. Отмечу, все это происходит прямо в центре Москвы. Недалеко от дома, на Тихвинской улице, поселилась стая – более десятка псов, не считая щенков. Днем мимо них можно пройти спокойно, но с наступлением вечера они смелеют и представляют реальную опасность».
Еще одна забава стай диких псов, живущих около автомагистралей, – нападение на автомобили. Собаки выбегают на дорогу со страшным лаем, водители, естественно, притормаживают, лай усиливается, собаки кидаются под колеса. Хоть в машину они влезть и не могут, но все равно очень неприятно...
Согласно данным официальной столичной статистики, в 2006 году в нашем городе были укушены беспризорными животными 15 712 москвичей – почти на 3 тыс. больше, чем за пять лет до того. Говорят, что случаи бешенства среди безнадзорных животных тоже растут: в 2006 году выявлено пять случаев, до того ежегодно обнаруживали одну-двух собак, зараженных этим вирусом.
Но дело даже не в бешенстве. Бездомные собаки агрессивны. Причем, как отмечают многие москвичи, более агрессивны те особи, которых вскармливают взрослые. Те, кому колбасу и кашу выносят дети, – более толерантны.
Ветеринары защищают бездомных псов – по их словам, собаки сами нападают очень редко и только в том случае, если человек заходит на территорию, которую животное считает своей. С такой логикой можно согласиться. Если следовать ей, то можно предположить, что в недалеком будущем полчища собак, размножающихся в геометрической прогрессии дважды в год, как по расписанию, сочтут собственностью весь город.
Власти Москвы утверждают, что озабочены темой. Как рассказали «Эксперту Online» в столичном департаменте жилищно-коммунального хозяйства, курирующем проблему, с 2001 года мэрия «проводит политику гуманного регулирования численности безнадзорных собак и кошек». Механизм таков: на основании заявок, поступающих от жителей и организаций, животных отлавливают, стерилизуют и возвращают на прежнее место обитания для охраны гаражей, предприятий и пр., а также по желанию жителей под их опеку. Агрессивные, биологически избыточные животные (стаи из пяти и более собак), а также животные, возвращение которых на прежнее место обитания после стерилизации невозможно по объективным причинам (например, собаки изъяты с территорий школ, больниц, детских дошкольных учреждений и т. п.), размещаются в приютах. Так рассказали в департаменте ЖКХ.
По мнению городских чиновников, москвичи разделились на две группы: одна «пишет жалобы и просит убрать с улиц и дворов бездомных собак и кошек, видя в этом источник опасности и распространения инфекций». Другая «активно борется с жестокостью по отношению к бездомным животным». В такой ситуации власти города, «запустившие» проблему, оказались меж двух огней. Неудобная ситуация.
Мэрия знает, в чем причина собачьего беспредела: во-первых, это «быстрое естественное размножение собак и кошек, во-вторых, безответственность владельцев, выбрасывающих "надоевшую игрушку" на улицу, в-третьих, несоблюдение правил выгула – собаки просто убегают от хозяев».
Среди правовых проблем – отсутствие федерального законодательства. Согласно статье 137 Гражданского кодекса РФ, к животным применяются общие правила об имуществе. Субъект федерации не может заставить владельцев зарегистрировать (чипировать) животных, ввести плату за владение животным, ограничить разведение животных, не может установить перечень опасных пород собак, а также утвердить санитарные и ветеринарные правила содержания животных в жилом фонде. Все это прерогатива законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
6 ноября 2007 года в нашем городе появилось распоряжение правительства №2460-РП «О проектировании и строительстве приютов для бесхозяйных и безнадзорных животных на территории города Москвы». В соответствии с этим документом на 15 земельных участках (в каждом административном округе) в 2008 году будут открыты приюты для безнадзорных животных. По мнению городских властей, эти многофункциональные приюты позволят снять проблемные вопросы: «Ветеринарные пункты в приютах предназначены для автономного проведения таких необходимых процедур, как вакцинация, иммунопрофилактика, обработка против эндо- и эктопаразитов, лечение, стерилизация (кастрация), послеоперационная передержка, чипирование, а также ветеринарное обслуживание на карантине; наличие в штате приюта бригады ловцов позволит регулярно контролировать на территории округа ситуацию с безнадзорными животными; при содержании животных в приюте отпадает необходимость обязательной их стерилизации, она может проводиться лишь при передаче животного новому владельцу». Но это – только в 2008 году. Да и то неясно, в начале 2008-го или в конце.
Согласно данным Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН, сегодня в Москве около 30 тыс. безнадзорных собак. Специалисты утверждают, что массовая стерилизация 80% самок будет эффективна, если ее провести в течение двух-трех месяцев, а это возможно только при наличии необходимого количества мест для послеоперационной передержки животных в течение десяти дней. «Стерилизацию животных в состоянии обеспечить все лечебные подразделения учреждений, подведомственных Комитету ветеринарии города Москвы, но они не имеют возможности организовать десятидневную обязательную послеоперационную передержку животных», – поясняют в департаменте ЖКХ. Здесь есть и еще одна проблема: городские частные клиники и государственные станции по борьбе с болезнями животных Комитета ветеринарии города Москвы не могут совмещать обслуживание владельческих и безнадзорных животных, поскольку последние – реальный источник особо опасных инфекций (бешенство, лептоспироз). Поэтому, говорят в департаменте, проблема гуманного регулирования численности брошенных псов может быть решена только путем строительства приютов с ветеринарным кабинетом и возможностями послеоперационного стационара.
А пока, по утверждению департамента ЖКХ, «активно проводится работа по устройству животных в семьи: работает городская картотека службы поиска (т. 759-73-60), размещается информация в профильных изданиях (газеты "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Известия", "Вечерняя Москва", "Московская правда", "Труд", "Российская газета", журнал "Кот и пес") и на сайте департамента ЖКХиБ г. Москвы (www.dgkh.ru). Так, благодаря сотрудникам приюта "Зоорассвет" за десять месяцев 2007 года пристроено 70 животных (в 2006 году – 15 животных)».
Между тем эксперты уверены, что власти города начали не с того. Необходимо вначале прекратить пополнение поголовья за счет выбрасываемых домашних собак, а уж потом заниматься имеющимися обитателями улицы. В России и в Москве «достаточно дешево быть владельцем собаки: она доступна, недорога, а ответственности – минимум», заявил «Эксперту Online» Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. Он уверен в том, что первым шагом в решении проблемы должно стать ограничение притока бесхозных собак: «Люди выбрасывают домашних животных. Или отпускают питомцев гулять с бездомными собаками. Потом появляются щенки, их никто не забирает к себе – они бегают по улице. Нужно регламентировать вопрос, связанный с теми животными, которые живут дома: вводить налоги на собак, которых планируют использовать для производства потомства (это близко к предпринимательству). Если собака "для личных целей", возможно применение тех технологий, которые не позволят в дальнейшем размножаться». По мнению Янина, если бы не было пополнения поголовья, то бездомные собаки «уже давно бы вымерли».
Ряд собаководов не согласны с такой позицией – собаки воспроизводятся неудержимо. Как заявила «Эксперту Online» владелица одного из столичных питомников элитных собак, необходимо отстреливать бегающих беспризорников: «Они сгрызают друг друга, а не только кусают людей!»
Ветеринары возражают: «Отстрелить – негуманно. Прибегут новые собаки. Всегда есть приток новых. Если бы удалось остановить приток новых – со старыми можно было бы решить проблему через приюты, пристроить к людям привитых вылеченных собак». Об этом заявили «Эксперту Online» собачьи доктора. Они винят людей, выпустивших этого джинна: люди бросают своих питомцев. Это люди – звери. Кроме того, кусаются не бездомные, а сторожевые собаки, которые сторожат строящиеся объекты, уверены они. Собака на работе – она защищает вверенное ей имущество и набрасывается на всех, кто, по ее представлению, может нарушить безопасность. Здесь человек провоцирует животное на нападение. И снова возникает тема ответственности человека за тех, кого он приручил.
По мнению большинства респондентов «Эксперта Online», нужна стратегия. Нужна дискуссия. Но вот вопрос – зачем изобретать? Например, в Германии вопрос можно считать решенным. Вам не продадут в зоомагазине даже хомячка или игуану, если вы не докажете, что сможете обеспечить твари комфортное обитание в просторной клетке. Для приобретения первой собаки здесь требуется заплатить 150 евро налогов, за вторую – 300. Пес бойцовской породы обойдется в 650 евро. Такого четвероногого жильца уже выбросить как-то накладно. Тем более что практически все немецкое зверье обеспечено микрочипами с информацией о владельце. Если кому-то все же вздумается «потерять» надоевшую собаку, для нее непременно найдется обустроенный приют, которых в Германии по одному на каждые 25 тыс. населения. Бездомные немецкие граждане тоже имеют собак, вот они – бездомные тоже. Но на еду для питомцев бомжи Германии получают деньги не только от прохожих, но и от социальных служб страны. Но ведь этим надо заниматься. А в России – полно других проблем. И от собак-беспризорников можно было бы отмахнуться, если бы не один бесспорный факт – они кусают. Опасность реальна. И для меня, и для вас.