Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Темные воды


Меткомпании относятся к экологическим проблемам все внимательнее. Но чаще всего рапортуют об улучшении газоочистки или внедрении переработки твердых отходов. Гораздо реже речь идет о воде. Между тем она активно используется в производственном процессе, а потом — «обогащенная» продуктами промышленной жизнедеятельности — возвращается в природную водную систему. По данным госдоклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2006 году» регионального министерства природных ресурсов, доля нормативно очищенных вод из попадающих в поверхностные водоемы не превышает в черной металлургии 5,9%, в цветной металлургии — 28,9% от общего объема сточных вод.

Впрочем, есть надежда, что ситуация начнет выправляться. Инвестпроекты, реализуемые сегодня меткомпаниями, без пункта о реконструкции водоочистки не обходятся. Работают и другие стимулы: рост платежей за воду и подступающий энергодефицит. По мнению генерального директора дочернего предприятия компании EnviroChemie (Германия) Марины Чеботаевой, основная проблема в том, что руководство предприятия не владеет точной информацией о загрязнении воды на производстве. Поэтому в проекты очистных сооружений часто закладываются не соответствующие реальности параметры. Как следствие, новое оборудование не дает ожидаемого эффекта.  

Губит людей вода

— Марина Валерьевна, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с водоочисткой на уральских меткомбинатах?

— Все металлургические предприятия в России, в том числе уральские, достаточно старые, модернизация на некоторых началась только в последние годы. Устаревшие технологии и износившееся оборудование не обеспечивают нормативной очистки. Кроме того, сложность предотвращения загрязнения обусловлена чрезвычайно разнообразным составом сточных вод, образующихся на предприятиях черной и цветной металлургии. Он зависит от широкого спектра технологических процессов, исходного сырья и характера применения воды. Кругообороты воды также требуют модернизации: энергопотребление, расход реагентов, уровень автоматизации не всегда соответствуют современным требованиям. Очевидно, что в условиях роста производства металлургам просто необходимо производить модернизацию систем водопотребления-водоотведения предприятий.

— Подталкивает ли их к этому природоохранное законодательство?

— Российские нормы качества сбрасываемых в водоемы очищенных сточных вод в десятки, а иногда и в сотни раз жестче, чем европейские и мировые. Даже с помощью современной техники добиться гарантированного качества очистки сложно и дорого. Поэтому предприятия просто закрывают глаза на проблему: если сделать все равно нереально, зачем вообще что-то предпринимать?

Темные воды

В Германии, например, нормы базируются на современном уровне техники: если сегодня можно с помощью очистных сооружений среднего уровня достичь подобного значения, оно вводится законодательно, завтра появилось новое оборудование, позволяющее улучшить степень очистки, нормы ужесточаются. При этом контроль идет постоянно: на выходе с предприятия автоматически отбираются пробы воды для анализа независимо от времени суток и сезона. За превышение разрешенных значений штраф приходится платить не только предприятию, но и его директору из собственной зарплаты. И суммы довольно весомые.

У нас же все зависит от того, как часто контролирующие органы приезжают на предприятие, то есть сегодня вам повезет, а завтра нет. В любом случае проводить водоохранные мероприятия только для того, чтобы снизить экологические платежи, невыгодно: окупаемость составит в лучшем случае 7 — 10 лет.

— Что тогда побуждает предприятия менять водоочистку?

— Один из основных стимулов — получение разрешений на реконструкцию существующего или строительство нового производства. В этом случае требуется предусмотреть все необходимые природоохранные мероприятия, в том числе и водоочистные, иначе проект не получит положительного заключения государственной экспертизы. Второй фактор (он очень часто для металлургов неочевиден) — строить современные очистные сооружения экономически выгодно: расходы на потребляемую воду, реагенты, энергоресурсы, рабочую силу плюс экологические платежи достигли критических величин, когда установка современной водоочистки становится экономически целесообразной. Третий момент — опасность остановки производства контролирующими органами, которые работают все жестче. 

— С какими проблемами вы сталкиваетесь, работая с металлургами?

— Главная — предприятие не всегда знает, что оно имеет в технологической и сточной воде. Не известны точные объемы, степень загрязненности, даже то, как и где загрязняющие вещества попадают в воду. А нам, чтобы правильно подобрать оборудование, всегда нужно докопаться до реальных значений. Например, мы два года работаем на одном из предприятий Свердловской области, но последние данные, по которым будут строиться очистные, окончательно утверждены только в октябре. Сложность в том, что меткомпания-заказчик нередко активно изменяется. Мы начинаем разрабатывать проект, а она параллельно увеличивает объемы производства, запускает новую продукцию, меняет технологию — и все это нужно учитывать. Очень важно для зарубежных фирм, работающих на нашем рынке, наличие сильного русского подразделения, иначе иностранцы просто не поймут фактического положения дел.

— Новое строить проще?

— В целом да, но свои сложности есть и тут. Все зависит от того, кто проектирует производство. Если это европейская фирма, новичок на российском рынке, то у нее есть нормы образования сточной воды и нормы загрязнения. Но нет опыта работы с Россией, что не позволяет учитывать наши особенности. Например, в проекте заложено, что предприятие достигнет полной мощности за четыре-пять лет. А в России это происходит в течение двух-трех. Не учитывают и интенсивность работы: допустим, закладывают одну-две смены, а предприятие работает круглосуточно: сбыт хороший.
В итоге вода, поступающая на очистные, не соответствует заложенным параметрам. Если проект делает российская фирма, она часто не знает современного состояния техники, поэтому встречаются ошибки в расчетах объема воды и ее качества. Российские проектировщики почти всегда объемы воды завышают, а загрязненность занижают. А от характеристик воды, которая поступает на очистные сооружения, зависит их размер и стоимость. Поэтому первоначальный качественный анализ ситуации очень важен, мы например, не только используем анализы предприятия, но и сами их делаем, отправляем сточную воду на анализ в Германию, проводим испытания реальных вод и растворов на опытных установках.

Бесчеловечная очистка

— В чем уникальность немецких методов водоочистки?

— Ничего нового с точки зрения использования законов химии и физики. Но немцы предлагают оптимальное аппаратное оформление известных методов: очистные экономичны, автоматизированы, точны. Главная их особенность — попытка практически полностью исключить вмешательство людей. Логика проста: если очистка воды будет зависеть от решений человека, которому по определению свойственно ошибаться, то ее качество всегда будет страдать. Поэтому все очистные оснащаются системой автоматизации со встроенной визуализацией процесса. Процесс разбит на несколько технологических схем, они выводятся на экран компьютера. Щелкая мышкой, вы можете выйти на ту или иную стадию, увидеть, что там происходит, ввести новые параметры работы, если это необходимо. Кроме того, оператору доступны графики, таблицы, в которых фиксируются все параметры работы очистных сооружений. Доступ в эту систему также имеют главный инженер, технический директор: они могут контролировать работу персонала. Например, если перегрелся насос, то подается сигнал аварийной тревоги, фиксируется время, когда персонал это заметил и привел оборудование в порядок. Кроме того, система оптимизирует включение в работу энергоемкого оборудования, что позволяет сокращать энергопотребление.

— Насколько сильна конкуренция иностранных производителей очистных на российском рынке?

— Сегодня условия неплохие. В каждой отрасли конкурируют три-четыре сильных игрока. Конечно, есть фирмы, которые пытаются демпинговать. Но в этом случае предприятие, которое купило дешево, рискует столкнуться с большой проблемой: либо иностранная фирма не имеет опыта работы на российском рынке, и очистные могут быть вообще не построены, потому что у нее денег не хватит, либо будут построены примитивные очистные не соответствующей производительности. Серьезные фирмы-конкуренты работают примерно в одинаковом ценовом диапазоне.

— Какова цена вопроса для предприятия?

— Общий объем затрат на очистку сточных вод составляет 3 — 5% от стоимости инвестпроекта. В денежном выражении суммы получаются немалые. Поэтому мой совет металлургам: если вы должны построить очистные сооружения, попросите фирму, предлагающую свои услуги, продемонстрировать оборудование в работе. Серьезная компания, если у нее еще нет подобных очистных сооружений в России, покажет их в другой стране. Это не прихоть и не туристическая прогулка. Вы убедитесь в реальных возможностях поставщика оборудования, на многие проблемы собственного предприятия сможете взглянуть по-другому. Можно также попросить телефоны компаний-клиентов фирмы и без посредников поговорить с теми, кто уже эксплуатирует эту технику. В противном случае вы можете купить очистные на 30 — 40% дешевле, но они никогда не достигнут проектных параметров.

— Каков срок эксплуатации очистных сооружений?

— Оборудование может служить долго, 20 — 25 лет. Но в связи с изменениями в производстве очистные сооружения требуется модернизировать. Плюс в том, что современные очистные можно расширять и преобразовывать. Если изменилось качество воды, то поставляется определенный элемент и система продолжает работать. У нас есть предприятия-клиенты, которые сразу говорят, что через несколько лет будут расширяться, тогда мы закладываем эту возможность в проект. В будущем это позволит внедрить новые очистные без остановки действующих. Российские компании ошибочно полагают, что лучше строить очистные сооружения с запасом. В Европе этого нет, все строится на фактический выпуск. Если он перевыполняется, следующая ступень достраивается. С точки зрения инвестиций это выгоднее.

Таблица: Стардарты качества воды, сбрасываемой предприятиями металлургического комплекса

Группа компаний EnviroChemie создана 1976 году. В Европе и по всему миру построила более 9,5 тыс. очистных сооружений, в том числе для металлургических и горнодобывающих компаний, химической и пищевой промышленности. В России работает с 1999 года, в 2002-м зарегистрировано дочернее предприятие ООО «Энвиро-Хеми ГмбХ» в Екатеринбурге. Реализовано более 50 проектов. Среди клиентов в России — ПК «Балтика», «Вимм Билль Данн», российские заводы «Данон» и «Эрманн», Среднеуральский медеплавильный завод (УГМК).