Как уже сообщал "Эксперт Online", Всемирный фонд дикой природы (WWF) собрал более 5,2 тыс. подписей против строительства газопровода в Китай через территорию алтайского плато Укок. Эти подписи были переданы председателю совета директоров ОАО «Газпром», первому вице-премьеру правительства России и кандидату в президенты Дмитрию Медведеву.
Это не единственный крупный протест против проектов индустриального развития Сибири. На прошлой неделе представители общественных и экологических организаций провели специальную пресс-конференцию, протестуя против строительства Эвенкийской ГЭС на Нижней Тунгуске. Выступавшие на ней представители организаций коренных малых народов Севера и Дальнего Востока, а также экологов не только потребовали прекратить работы по проектированию Эвенкийской ГЭС, но и назвали их подготовкой к депортации и геноциду эвенков, живущих по Нижней Ангаре. Не утихает и кампания протеста против строительства Богучанской ГЭС. Напомним, в нее включились представители Общественной палаты России, требующие соблюдения экологического законодательства, а также представители Сибирского отделения РАН, которые требуют соблюдения законодательства об охране памятников и проведения положенных работ и раскопок в зоне затопления станции.
Эти протесты неудивительны. К сожалению, при разработке крупных индустриальных проектов в России далеко не всегда учитываются требования законодательства об охране окружающей среды, а также права и интересы граждан, живущих в местах реализации проектов. В большинстве случаев, как это было в проекте нефтепровода "Восточная Сибирь--Тихий океан" (ВСТО), который первоначально планировалось проложить вдоль берега Байкала, составители проекта демонстрировали весьма посредственное знание местных условий, но тем не менее пытались продавить свой вариант строительства.
Экспортный газопровод "Алтай" мощностью в 30 млрд куб. метров газа в год, должен, согласно проекту, пересечь небольшой отрезок российско-китайской границы на Алтае протяженностью 54 км. При этом газопровод проходит через охраняемую территорию -- природный парк "Зона покоя Укок", которая является частью объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Золотые горы Алтая". Топография высокогорного плато такова, что на него можно попасть всего через восемь перевалов, в том числе со стороны КНР -- перевалы Канас (2650 м) и Бетсу-Канас (2671 м) -- и со стороны России -- Теплый Ключ (2906 м), Ак-Кол (2769 м) и Богомоюс (2849 м). На Укок ведут две грунтовые дороги через перевал Теплый Ключ и казахстанский перевал Укок (2519 м) в долине реки Бухтарма. По обоим можно проехать только летом и на вездеходах. Местное население -- пастухи из Джазатора -- пользуется лошадьми, а пограничники двух застав -- вертолетом.
"Газпром" полагает, что возможно строительство газопровода вне границ особо охраняемых территорий. Начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром" Богдан Будзуляк отмечал, что трасса газопровода проходит вне границ особо охраняемых природных территорий федерального значения. Но при этом не отрицал, что труба проляжет по заповедной зоне. Заместитель директора департамента государственной политики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России Амирхан Амирханов сообщал, что газопровод займет 420 га из 254 тыс. га заповедника. Сторонники проекта уверены в нем: «Мы можем предложить такую трассу, которая не затронет национальных и археологических ценностей, и совместить возможности интенсивного развития региона с сохранением того национального и исторического достояния, которое там есть. Надо отдать должное, "Газпром" всегда делает свои трассы очень грамотно и профессионально. Экологические, этнографические и другие требования всегда соблюдаются максимально», -- говорил директор Института геологии и газа СО РАН академик Алексей Конторович.
Однако археологи и экологи думают по-другому. Реальная топография плато Укок не позволяет построить газопровод в стороне от Зоны покоя и археологических памятников. Во-первых, археологические памятники есть по всему плато, даже в самых глухих долинах, поскольку кочевники еще 2500 лет назад освоили самые глухие его уголки для зимовок. Во-вторых, взаимное расположение перевалов, ведущих из России в Китай, таково, что газопровод должен будет пересечь плато примерно посредине. Если газопровод «войдет» на перевале Теплый Ключ (одно из наиболее вероятных направлений) и «выйдет» через перевал Канас, то он пересечет плато с востока на запад в долине реки Калгуты, до впадения в Ак-Алаху, и далее с севера на юг, в долине Ак-Алахи до перевала Канас. Маршрут пройдет как раз по районам сосредоточения археологических памятников, именно там, где и были сделаны находки мумий Укока и уникальной сохранности погребального инвентаря (могильники Ак-Алаха-1, Ак-Алаха-3). Прибытие на плато большого количества грузовиков, тяжелой строительной техники, завоз грузов и масштабные земляные работы, вне всякого сомнения, нанесут ущерб как природе плато, так и археологическим памятникам. К примеру, достаточно нарушить каменную насыпь кургана, даже случайно, как температурный режим под ней изменится, ледяная линза растает и все, в ней сохраненное, быстро исчезнет. Археологи, проводившие раскопки на Укоке, часто встречали погребения, где мерзлота была совсем недавно, но уже растаяла. Большую опасность для природы плато будут представлять связанные со строительством антропогенные факторы, считает старший научный сотрудник Алтайского заповедника Валентин Селегей.
Другие варианты строительства газопровода, к примеру через Чуйскую степь, отвергались в силу того, что в этом случае газопровод пройдет по территории Монголии, которая станет транзитным государством. По мнению экологов, отсутствие рассмотрения альтернативных вариантов вызвано политическими причинами: «В определении маршрута вмешалась геополитика, поэтому и "Газпром", и местные власти стараются следовать этим аргументам, считая, что экологические доводы имеют меньший вес, с чем мы не согласны», -- считает координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF Алексей Книжников.
Понимая, что шансов победить в этой битве у них немного, экологические организации решили пойти проторенным маршрутом. И обратиться к кандидату в президенты России Дмитрию Медведеву. Таким образом экологи желают повторить опыт Байкальского движения, которое смогло добиться того, чтобы президент России Владимир Путин отодвинул нефтепровод ВСТО от берега Байкала. В качестве альтернативы предлагается строить газопровод через Чуйскую степь, вдоль Чуйского тракта, где уже имеется определенная инфраструктура для строительства.