Жители Мехико (на мексиканском жаргоне – чиланго) часто смотрят на заснеженные вершины вулканов Попокатепетль и Истаксикуатль. Не то чтобы их пленяла красота горного пейзажа – все гораздо прозаичнее. Если вершины видны хорошо – значит, на улицах города можно достаточно безопасно гулять и дышать. Если плохо или совсем не видны – лучше не задерживаться вне помещений. В таком случае чиланго обращают особое внимание на верхушку небоскреба «Латиноамериканская башня», возвышающегося в центре мексиканской столицы. Если и его контуры затянуты смогом – вариантов нет, нужно надевать респиратор или, как минимум, обмотать нижнюю часть лица шарфом.
Мехико часто называют самым неблагополучным с экологической точки зрения городом мира. Он расположен на высоте 2,4 тыс. метров в горной котловине. Со всех сторон хребты преграждают доступ ветрам. Воздух застаивается. Ветер приходит лишь с севера, где в горах есть проход. Но он не приносит облегчения горожанам – с северной стороны мегаполиса традиционно строились промышленные предприятия, и воздушные потоки сгоняют облака производственных отходов к центру города, над которым ползет серо-желтый туман. В такие дни чиланго предпочитают выбираться за город, если есть возможность.
Делать это им приходится все чаще. Количество автомобилей в городе растет, заводы тоже работают стабильно. И лишь дважды в году можно быть уверенным, что снег на вулканах будет виден – на Рождество и Пасху, когда предприятия останавливаются, а горожане на своих чадящих авто выезжают за пределы Мехико.
Алматинцы во многом похожи на чиланго. Южная столица РК тоже находится в окружении гор, которые мешают ветрам. По ее улицам тоже ездит множество страшно дымящих машин, простаивающих в пробках и отравляющих окрестные улицы своими выхлопами. Да и чистоту воздуха над городом жители Алматы тоже часто определяют по горам – видны ли они, и если видны, то насколько ясно.
Так что самый задымленный город Казахстана не одинок в своих проблемах. Помимо Мехико, в схожей ситуации находится Анкара, ряд других крупных городов. И рецепты решения экологических проблем мегаполисов тоже известны. Во-первых, это минимизация влияния автотранспорта. Например, плата за въезд в центр Лондона составляет 8 фунтов стерлингов. Общая площадь зоны платного въезда для автомобилей составляет 38 кв. км. Введенная в 2003 году плата за въезд в центр британской столицы привела к снижению числа посещающих его автомобилей (по подсчетам властей – минимум на 15%). От платы освобождены машины, использующие экологически чистое топливо, а жители платной зоны имеют скидку в 90%. В выходные и праздничные дни въезд для всех бесплатный.
Власти многих европейских городов ограничили въезд в город грузового транспорта. В некоторых мегаполисах Юго-Восточной Азии многие служащие во время рабочего дня по делам на автомобиле не ездят. А берут на ближайшей стоянке небольшой электромобиль напрокат. Когда водитель добирается до места назначения, электромобиль отправляется на подзарядку. За день им успевают воспользоваться пять-восемь человек. В Афинах сокращают количество автомобилей на улицах другим способом – по четным дням владельцы машин с четными номерами могут беспрепятственно разъезжать по городу, а по нечетным, соответственно, это право предоставляется владельцам машин с номерами нечетными.
Автотранспорт, качество (и количество) воды, мусор, зеленые насаждения – для каждой из проблем городской экологии есть свое решение. Некоторые мэрии находят эти решения, а другие нет. Пока что ни полуторамиллионному Алматы, ни 20-миллионному Мехико не удается серьезно продвинуться по пути устранения экологических проблем. То ли дело в бюрократизме (чего скрывать, ни Мексика, ни Казахстан не относятся к числу стран с эффективным госуправлением), то ли в неумении выработать комплексный подход к решению подобных задач. Все же у нас шансов очистить свой главный мегаполис побольше. Тем более что и горами мы окружены не настолько плотно, и населения у нас поменьше. А значит – легче договориться друг с другом. Если, конечно, есть желание разговаривать.