Когда к нам в Алматы приезжают гости, мы обязательно устраиваем им небольшую экскурсию по городу. В программе – Зеленый базар, Новая площадь и Коктобе. Правда, на Коктобе теперь стараемся приезжать с друзьями ближе к вечеру, а то и ближе к ночи. Потому что огни большого города в темноте производят совсем другое впечатление, нежели смог мегаполиса при свете дня.
Дышать городской смесью воздуха и дыма из труб и автомобильных выхлопов совсем небезопасно для здоровья. По данным департамента природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы, в 2007 году индекс загрязнения атмосферы по пяти ведущим веществам* (ИЗА5) составил 12,6 (в 2006-м – 12,1). Случаев высокого загрязнения воздуха в прошлом году официально зарегистрировано не было. Но средняя концентрация формальдегида в городском воздухе составила четыре предельно допустимые концентрации (ПДК), диоксида азота – 2,3 ПДК. При этом в департаменте природных ресурсов предполагают, что концентрация еще ряда вредных веществ не отражает реальную ситуацию, поскольку занижена.
Алматы не был рассчитан на тот транспортный поток, который существует в городе сейчас. Многие дороги слишком узки, на них очень много перекрестков и светофоров. Частые остановки автомобилей, «пробки» – все это сопровождается увеличением количества выхлопных газов. ПДК по ряду вредных веществ на особо загруженных перекрестках может быть превышен в десятки раз – отмечает генеральный директор ТОО «Республиканский научно-производственный и информационный центр “Казэкология” Николай Попов. Хуже всех приходится жителям домов вдоль проспекта Райымбека – там содержание формальдегида превысило, по замерам 2007 года, ПДК в 6 раз, а пыли и диоксида азота – в 3 раза.
С водой дела обстоят не лучше. Поверхность рек Большой и Малой Алматинок департамент в своем отчете за прошлый год обозначил как «умеренно загрязненные». При этом содержание меди превышало ПДК до 8,5 раза, хрома – до 5,2 ПДК, фторидов – до 1,5 ПДК. В речке Есентай (Весновка) было зафиксировано содержание меди, в 11 раз превышающее допустимое. «По сравнению с 2006 годом качество воды реки Есентай ухудшилось, а рек Киши Алматы и Улькен Алматы существенно не изменилось», – заявлено в отчете.
Смог Отечества
Главный виновник загрязнения воздуха хорошо известен. «На 1,5 миллиона жителей города приходится 514 тысяч зарегистрированных автотранспортных средств», – такие цифры привел аким Алматы Ахметжан Есимов на состоявшихся недавно в южной столице общественных экологических слушаниях. По данным городского департамента природных ресурсов и регулирования природопользования, общий выброс всех вредных веществ от автотранспорта в 2007 году составил 161,3 тыс. тонн. Количество же вредных выбросов от стационарных источников загрязнения – 15,4 тыс. тонн (данные управления статистики г. Алматы). То есть около 90% общего количества вредных веществ приходится на автомобильный транспорт, прежде всего легковые автомобили (см. график 1). Наибольшая часть вредных выбросов – от машин старше 7 лет, их 59% от общего количества легковых авто.
По прогнозам, озвученным г-ном Есимовым, к 2010 году количество автомобилей в Алматы увеличится до 850 тыс., а выбросы вредных веществ от автотранспорта – до 260 тыс. тонн. Ведь продающийся в южной столице РК бензин нередко не соответствует нормативным требованиям по октановому числу, в нем используются смешанные присадки. Директор Независимого центра экспертизы нефтепродуктов «Органик» Акмарал Калмуратова рассказала: «В марте 2008 года сотрудники нашего центра закупили 20 проб бензина на восьми АЗС Алматы. Экспертиза показала, что на четырех из этих АЗС продавали некачественный бензин, в семи пробах бензина октановое число оказалось заниженное. На одной АЗС в пробе автобензина марки 93 обнаружена присадка, введенная вне заводских условий, о чем свидетельствует заниженное октановое число 85 и нехарактерный зеленоватый цвет вытяжки при определении содержания свинца, который также превышает норму. На той же АЗС были закуплены образцы трех марок автобензина, ни один из которых не соответствует нормам октанового числа».
Свою лепту в ухудшение качества воздуха вносит сокращение количества зеленых насаждений. Заместитель директора Института защиты растений Магжан Исин не устает напоминать, что количество зеленых насаждений на одного жителя Алматы, достигавшее в 50-х годах 12 кв. м на человека, сейчас уже только около 5 кв. м.
Воздух, загрязнение которого в разы превышает нормы, – главная, но не единственная экологическая проблема города. Остальные не сильно отличаются от проблем других мегаполисов: утилизация мусора (ежедневно из города его вывозят 1,2 тыс. тонн, но улицы стабильно остаются грязными), проблемы с питьевой водой. Касаясь последних, аким заметил, что городу грозит не только дефицит воды, но и ухудшение ее качества. Границы Алматы продвинулись на склоны Заилийского Алатау, при этом возникает опасность для основной части водного стока, питающего горожан, – он формируется в горах.
Я в новый троллейбус сажусь на ходу
Чтобы и дышать было можно, и ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе стремилось к норме – необходимо применение нормирования токсичности автомобилей по международным стандартам (см. график 3). Такой выход видят в городском акимате. Однако введение таких норм – прерогатива республиканских властей, а не городских. По словам г-на Есимова, необходимо не только внедрять в РК евростандарты, но и внести изменения в кодекс РК «Об административных правонарушениях», ужесточив административную ответственность за использование «грязных» автомобилей.
Среди предложений, отправленных акиматом в правительство, есть и поправка в Налоговый кодекс, рекомендующая увеличить налог на автотранспортные средства в зависимости от года их выпуска. Естественно, чем старше автомобиль – тем выше налог. «Да, меры не слишком популярные, но необходимые, – соглашается ректор Казахской высшей школы общественного здравоохранения Максут Кульжанов, – ведь на старых машинах у нас ездят не самые богатые люди, но это наносит огромный вред здоровью, и прежде всего детям. Потому что все эти выхлопные газы – на уровне метра, а мы-то с вами повыше и дышим более чистым воздухом».
Еще из предложений к правительству – разработать подзаконный акт к закону РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», регламентирующий порядок контроля качества нефтепродуктов от производства до реализации на АЗС. Поскольку сейчас, объяснила г-жа Калмуратова, «надзорные органы могут только один раз в год проводить плановый контроль субъектов нефтепродуктообеспечения или выезжать по жалобам клиентов. Это не решает существующую проблему контроля качества реализуемых нефтепродуктов. Проблема должна решиться на правительственном уровне».
Еще один способ снижения загрязнения воздуха аким Алматы видит в развитии общественного транспорта. Система пассажирских перевозок должна стать альтернативой транспорту личному. Идея не нова, для ее воплощения уже закуплены 27 троллейбусов и 10 трамваев, подходит к концу строительство первой линии метрополитена. Но еще ни в одном городе метро не решило проблему с автотранспортом. А если общественный транспорт будет стоять в пробках в центре, алматинцы предпочтут то же ожидание – но в более комфортных условиях собственного автомобиля.
Что касается стационарных источников загрязнения атмосферы, то здесь наибольший вклад вносит работа ТЭЦ-1. На ней планируется усовершенствовать систему очистки газов, кроме того, будет продолжена газификация частного сектора. Уменьшить объем выбросов стационарных источников загрязнения атмосферы города проще, чем автомобилей.
В ограде гор
Каждый, кто начинает говорить об экологических проблемах южной столицы, обязательно упоминает: у Алматы – слабые ресурсы самоочищения атмосферы, что обусловлено географическими факторами. Город лежит у подножья Заилийского Алатау. Горы, замыкающие городское пространство с юга и отчасти с востока, создают преграду для циркуляции воздуха. Слабые ветры, дующие ночью с гор, а днем – в обратном направлении, приносят не только прохладу, но и выдувают загрязняющие дымы к северу. Кроме того, для Алматы характерны частые мощные температурные инверсии. Опасность высокого загрязнения воздуха возрастает при сочетании слабого ветра с приземной инверсией, то есть при застоях.
Поэтому природоохранные организации неоднократно рекомендовали застраивать южную часть города точечными зданиями, формировать с помощью градостроительных приемов воздушные коридоры вдоль основного направления горного стока. Но все осталось на уровне рекомендаций. Председатель Алматинского союза архитекторов Сергей Мартемьянов отмечает: «Последний генплан Алматы определили как стратегический. То есть там указаны основные транспортные магистрали, промышленные предприятия, вынос за город отдельных объектов, горы, водоемы. В итоге этот план стал слишком рамочным. Целые новые районы в генплане показаны неким пятном застройки. И никто не мог предположить, какие именно здания будут здесь построены, будут ли они мешать воздушным потокам».
Выступая на слушаниях по вопросам экологии города, министр окружающей среды РК Нурлан Искаков пообещал, что застройка, не учитывающая экологические факторы, будет прекращена.
О чем можно говорить в настоящее время? «В рамках программы “Реки и водоемы г. Алматы” предусматривается продолжение восстановления русел рек, благоустройства их набережных. Так, уже на 170 промышленных предприятиях внедрены локальные очистные сооружения и системы оборотного водоснабжения для регионального использования и очистки сточных вод. Для решения проблемы накопителя сточных вод Сорбулака решено реализовать к 2010 году дорогостоящий проект с использованием мембранно-очистительных сооружений», – отчитался Ахметжан Есимов.
Вопрос, в котором есть явные сдвиги, – утилизация мусора. В декабре в Алматы начал работу мусороперерабатывающий завод, его мощности позволяют перерабатывать до 450 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год. Теперь бы городу еще один завод – чтобы утилизировать старые автопокрышки. «Только за прошлый год на автосервисах заменили более миллиона старых покрышек. У нас ведь нет ни завода, ни оборудования для их утилизации. Где они все? Захламляют город или используются в частном секторе для топки печей?» – задавался на общественных слушаниях риторическим, в общем-то, вопросом глава горакимата.
Также можно вспомнить программу строительства дорожных развязок. По словам Николая Попова, замеры, сделанные на тех же проблемных местах после открытия новых транспортных развязок, превышения ПДК уже не показывают. В 2007 году в Алматы было сдано 10 новых развязок, на 2008-й запланирована сдача в эксплуатацию еще нескольких.
Улучшить экологию Алматы призвана комплексная программа «Таза ауа – жанга дауа», она рассчитана на 16 лет – с 1999 по 2015 год. Каждые два года программу корректируют. Объем финансирования программы (из республиканского, местного бюджетов и средств предприятий) на 2008 – 2010 годы – 15, 6 млрд тенге, 2011–2015-е – 12,5 млрд тенге. Она предусматривает меры по снижению вредного воздействия автомобилей и совершенствование теплоэнергетики, по реконструкции и восстановлению зеленого фонда, применение водосберегающих технологий и сохранение имеющихся водных запасов, утилизацию промышленных и бытовых отходов с последующей их переработкой.
Помимо «Таза ауа – жанга дауа» в городе реализуется еще несколько программ, имеющих прямое отношение к экологии. Если городские программы взаимосвязаны между собой, то это не всегда можно сказать об экологических программах, реализуемых неправительственными организациями, – они даже не всегда могут получить необходимую информацию. «Для согласованных действий необходима систематизация экологической информации», – считает президент Центра устойчивого развития и потребления Зульфира Зикрина.
Дымное будущее
По мнению ряда экспертов, принимаемые меры вряд ли смогут существенно улучшить ситуацию в Алматы. «Транспортные проблемы возникли не сегодня, их истоки нужно искать в прошлом – в советской эпохе и первых годах независимости. Было упущено и время, и возможность решить эту проблему. Уже тогда мешал транзитный транспорт, еще 20 лет назад все знали, что городу необходимо не меньше 10 развязок, и их строительство даже намечали, но все это не осуществилось. Стратегически время было упущено, и теперь городское хозяйство мстит нам очень жестоко. Я не верю, что в Алматы обстановка намного улучшится в обозримом будущем», – такое мнение высказывал Сергей Мартемьянов. А директор бюро менеджеров Казахского агентства прикладной экологии Юрий Эйдинов достаточно пессимистично заметил, что в обозримом будущем достичь приемлемой экологической обстановки в Алматы вряд ли удастся: «В течение многих лет этого пытаются добиться, но это пока совершенно нереально. А с тем беспределом по увеличению автотранспорта и с той системой застройки, которая идет сейчас в Алматы, становится еще более нереально. Может быть, удастся что-нибудь стабилизировать. Но выйти на 1 ПДК по городу все равно не удастся. Сейчас задача – сделать так, чтобы ситуация не ухудшалась».
«Я как аким города хочу сказать, что вопросы экологии будут занимать приоритетное место в деятельности акимата и всех городских служб, – заявил Ахметжан Есимов. – Решать вопросы улучшения качества окружающей среды невозможно только усилиями государственных органов. Для этого необходима консолидация всего общества, политических партий, общественных объединений и простых граждан».
Безусловно, если власть будет изолированно заниматься экологией, а население ждать результатов – то вряд ли дождется. Безусловно, только совместными усилиями власти и населения со сформированным экологическим сознанием, сознательно идущего навстречу власти (например, сознательно сократив использование личного автотранспорта), – можно изменить сложившуюся ситуацию. В подобное бескорыстие сограждан верится с трудом. А способы, которыми воспитывают экологическую сознательность у молодого поколения – на середине общественных слушаний в зале Дворца студентов КазНУ им. Аль-Фараби были заперты двери, чтобы несознательная молодежь не могла покинуть помещение раньше времени, – заставляют задуматься и об эффективности выполнения и других мер по реализации экологических программ Алматы.
В подготовке текста принимала участие Светлана Грибанова
* Комплексный показатель степени загрязнения атмосферы, рассчитываемый как сумма средних концентраций в единицах ПДК с учетом класса опасности соответствующего загрязняющего вещества. Низкий ИЗА – ниже 5, повышенный – 5–6, высокий – 7–13, очень высокий – свыше 14.