Сегодня он выступил с инициативой эвакуировать БЦБК с берега «священного озера» на другую промышленную площадку в регионе. Соответствующее обращение, которое кроме главы Приангарья было подписано писателем Валентином Распутиным и академиком РАН Феликсом Летниковым, планируется направить президенту России Владимиру Путину.
Как сообщила сегодня пресс-служба администрации Приангарья, 3 апреля в Москве Тишанин встретился с известным российским писателем – уроженцем региона Валентином Распутиным. Беседа чиновника и деятеля культуры была посвящена обсуждению неотложных мер по спасению Байкала. По словам Александра Тишанина, спасение озера сегодня становится задачей общемирового масштаба, поскольку высококачественная питьевая вода превращается в ресурс стратегического значения. «Уже сейчас более миллиарда человек в мире испытывают дефицит чистой воды, а к 2025 году их количество увеличится до 3 млрд. Не за горами то время, когда не нефть, а вода будет определять ход мировых политических процессов. При этом Россия располагает уникальным богатством – крупнейшим в мире резервуаром пресной воды, каковым является озеро Байкал», – отмечается в сообщении.
Однако, считает губернатор, чистоте озера продолжает наноситься непоправимый ущерб. И одним из основных источников этого ущерба является БЦБК. «Пущенный в эксплуатацию в 1966 году, БЦБК продолжает ежегодно сбрасывать в воды озера десятки миллионов кубометров промышленных стоков, а в атмосферу – десятки тысяч тонн вредных веществ. Огромные объемы ядовитых твердых отходов скопились и в шламонакопителях комбината. Из-за работы комбината в 20-километровой прибрежной зоне Байкала исчезло 90% некогда обитавших там биовидов, остальные встречаются все реже, а пятно поражения с каждым годом становится все больше. В результате Байкал теряет свойства природной фабрики чистой воды, утрачивает уникальную способность к самоочищению. Сложно сказать, какой „запас прочности” остался еще у озера. Одно ясно: если кардинально не решить эту проблему в ближайшее время, то человечество может просто потерять Байкал», – говорится в релизе.
По мнению иркутского губернатора, в судьбу БЦБК должно решительно вмешаться государство, которое к тому же владеет 49% акций комбината. Тишанин считает, что именно государство должно разработать и организовать реализацию программы эвакуации БЦБК с берега Байкала на другую промышленную площадку на территории Иркутской области. При этом все расходы должны быть покрыты за госсчет, ведь именно государство – в лице еще советского правительства – в свое время и породило эту проблему. «Идея очень правильная, своевременная, – отметил Валентин Распутин, не раз выступавший за решение проблемы БЦБК. – Эвакуация – это очень хорошо, но одновременно надо решать и другой важный вопрос – как и чем занять людей в городе Байкальске».
Действительно, этот небольшой город, расположенный в 162 км к югу от Иркутска, возник именно благодаря строительству и работе комбината, который является для него градообразующим предприятием. Сегодня жизнедеятельность Байкальска, где проживает 16 тыс. человек, непосредственно зависит от работы БЦБК. Это касается не только объединенной системы очистных сооружений, но и местной ТЭЦ. Но, как оказалось, и на этот вопрос у Александра Тишанина уже есть ответ. По его мнению, программа эвакуации комбината, если она будет принята правительством России, должна предусматривать возможность переселения работников комбината и членов их семей, которые захотят этого, на новое место. А тем, кто предпочтет остаться, должна быть предоставлена новая работа в Байкальске. И одним из реальных способов решения этой задачи губернатор считает расширение территории особой экономической зоны туристического типа в Иркутской области за счет присоединения к ней территории вблизи Байкальска. Сегодня, как известно, местом строительства зоны выбрана площадка в Большом Голоустном, однако, по мнению ряда местных туристических экспертов, гораздо более эффективным решением стала бы организация зоны именно в Байкальске, где уже существует вся необходимая инфраструктура. «Эта территория более всего на иркутской стороне Байкала подходит для размещения полноценных, дееспособных и эффективных объектов туристической инфраструктуры. Сегодня этому мешает только наличие здесь Байкальского ЦБК, который отпугивает и туристов, и инвесторов», – подчеркнул губернатор.
Интересно, что еще в декабре прошлого года Александр Тишанин занимал совершенно противоположную позицию. Так, на своей пресс-конференции в Иркутске губернатор заявил, что никакого вреда для Байкала БЦБК не представляет. «Это мнение как мое, так и тех структур, которые контролируют экологию данного предприятия. Это мнение руководства лимнологического института, который непосредственно следит за озером Байкал», – отметил тогда Тишанин. «Я был на этом предприятии, пил сам и заставлял других попробовать воду после очистки. Эта вода, я вас уверяю, не просто чистая, а слишком чистая. Она как дистиллированная, ее неприятно пить, так как нет солей», – поделился там же своими вкусовыми впечатлениями губернатор. Кроме того, он отмечал, что комбинат нельзя закрывать, поскольку «там очень грамотно выполнен каскад очистных прудов стоимостью на сегодняшние деньги миллиарды рублей». «Надо просто чаще там бывать, трогать своими руками, интересоваться и вносить правду в субъективные мнения. Заявления о загрязнении Байкала звучат из уст людей, которые на этом строят что-то другое, но не экологию. Я бы назвал этих людей псевдоэкологами», – отметил губернатор.
Однако уже в феврале Тишанин резко поменял свою точку зрения, заявив, что «в конечном счете БЦБК надо закрывать, ему не место на Байкале». Правда, тогда глава Приангарья говорил об этом как о довольно долгосрочном проекте, подчеркивая, что в настоящее время необходимо ускорить строительство очистных сооружений и системы замкнутого водооборота на БЦБК. Кстати, когда появилась информация о том, что комбинат можно перепрофилировать на выпуск напитков Coca-Cola (известно, что на БЦБК даже приезжала делегация американской корпорации для изучения такой возможности), Тишанин пошутил: «А вы что, думаете, от кока-колы вреда не будет? Я вот недавно кока-колу в машине разлил, так не могу коврик отстирать».
Губернатора тогда поддержал главный противник БЦБК – замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. По его мнению, комбинат можно было бы закрыть уже к концу этого года, если бы работа началась еще весной. А сегодня в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Митволь заявил, что БЦБК должен быть закрыт к 2010 году. При этом главный защитник дальневосточных леопардов и природных лесопарков сослался на недавнее решение градостроительного совета Иркутской области. В нем, как сообщал «Эксперт Online», была установлена ликвидация комбината до 2030 года. «Позволить в течение 22 лет белить целлюлозу в крупнейшем источнике пресной воды – непозволительная роскошь», – отметил сегодня Митволь. И добавил, что «оставшееся время нужно тратить не на суды, а на решение социальных проблем», которые могут возникнуть в связи с ликвидацией комбината.
Напомним, Росприроднадзор начал активное наступление на БЦБК осенью прошлого года. В ведомстве ссылались на то, что БЦБК работает без лицензии на водопользование с ноября 2007 года. В декабре Росприроднадзор направил руководству комбината предписание о временном запрете на деятельность на пять суток, однако предприятие отказалось выполнять предписание, сославшись на то, что в этом случае будут парализованы коммунальные системы Байкальска. В январе служба обратилась в суд с иском о взыскании с комбината ущерба, нанесенного Байкалу. Этот иск будет рассмотрен 17 апреля в Иркутском областном арбитражном суде. Ко времени рассмотрения иска по существу БЦБК должен представить микробиологический сравнительный анализ стоков комбината и канализационных городских стоков. Сумма ущерба после получения данных журнала сточных вод БЦБК была пересчитана до 4,04 млрд рублей. В марте Росприроднадзор сообщил, что проблема БЦБК близка к разрешению. Для того чтобы продолжить работу, комбинату к 15 сентября текущего года предписывалось перейти на бессточную систему водопользования. Кроме того, комбинат должен представить в службу схему утилизации производственных отходов, исключающую загрязнение Байкала.
Лесопромышленная компания «Континенталь менеджмент», управляющая БЦБК, изначально заявляла о необоснованности требований и обвинений со стороны природоохранного ведомства в адрес БЦБК. И была права, поскольку, к примеру, именно из-за бюрократических коллизий не могла оформить лицензию на водопользование в срок. Неудивительно, что в пресс-службе «Континенталь менеджмента» сегодня отказались комментировать обращение иркутского губернатора к президенту России. «У нас другие приоритетные задачи, поставленные руководством, в частности введение замкнутой системы водооборота до 15 сентября», – лаконично сообщили в компании.
Кстати, на встрече Дмитрия Медведева с членами бюро правления РСПП, которая прошла в Кремле в минувший вторник, глава холдинга «Базовый элемент» (в структуру которого и входит лесопромышленная компания) Олег Дерипаска попросил избранного президента России не усиливать «экологическое давление» на крупный бизнес. По его словам, большинство предприятий, которые сегодня часто попадают в сводки природоохранных организаций, создавались в советский период, когда требования по воздействию на окружающую среду были совсем другими. В связи с чем новым собственникам этих заводов нужно время, чтобы переоборудовать системы и сделать работу предприятий более безопасной. Дерипаска попросил дать бизнесу срок (по его мнению, пять-шесть лет), в который экологические проблемы будут нивелированы. Впрочем, Дмитрий Медведев ничего обещать не стал, предложив предпринимателям более активно и тесно работать с общественными и надзорными органами, «слышать друг друга».
В любом случае обращение Тишанина на фоне продолжающихся споров между Росприроднадзором и БЦБК (они уже давно перешли в суды) свидетельствует, что решение проблемы комбината может выйти в политическую плоскость. Тем более что обращение губернатора, писателя и академика направлено именно Владимиру Путину, который однажды уже фактически спас «славное море», заставив «Транснефть» изменить маршрут прокладки нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан. Если учесть, что в мае Путин может возглавить правительство, программа эвакуации комбината может стать для нового кабинета неплохим пиар-ходом.