Правда, для того чтобы предложение Малахова стало реальностью, необходимы большие федеральные инвестиции – городскому бюджету такой «переезд» явно не по карману. Поэтому в качестве компромиссной меры, по словам градоначальника, пока нужно построить в городе комплекс по очистке питьевой воды, рекультивировать территорию местного химзавода и расселить несколько десятков домов, находящихся в непосредственной близости от опасного производства.
Дело в том, что на сегодняшний момент Чапаевск – один из наиболее неблагополучных городов не только Поволжья, но и всей страны. Расположенный всего в 40 км от областного центра – Самары, этот город был создан еще в 1909 году по царскому указу в качестве поселения для работников завода взрывчатых веществ (первого в государстве производства тротила). Первоначально поселение называлось Иващенково (в честь создателя – царского генерала), а потом, после революции, получило гордое имя Троцк. В конце 1920-х годов город получил не менее гордое имя Чапаевск. Все это время здесь производилось оружие и порох, позднее же основной масштаб работ был связан с химическим оружием. Здесь производили иприт и фосген. По сути, вся повседневная жизнь города был посвящена опасным производствам – даже дома в центре строились под углом к заводу, чтобы при взрывах в них меньше выбивало стекла.
Серьезнейшие проблемы со здоровьем у жителей Чапаевска были известны, пожалуй, каждому из обитателей губернии, и без того, впрочем, перенасыщенной вредными и опасными производствами (нефтехимия, удобрения). Перелом в жизни Чапаевска начался после перестройки, когда жители вышли на митинги, требуя закрыть производство химического оружия. Тогда о прежде закрытом городе узнала вся страна. Производство химического оружия было закрыто по приказу президента СССР Михаила Горбачева. Но в городе после этого начался новый коллапс – экономический. Перестройка и разоружение сделали абсолютно ненужной продукцию чапаевских заводов, а какого-либо мирного производства здесь практически не было. Местные жители, чтобы заработать деньги, были вынуждены ежедневно мотаться на работу в Самару или Новокуйбышевск, но там рабочих мест для них было немного. А попытки областных властей договориться с работодателями о централизованном наборе и доставке на работу в областной центр чапаевских рабочих успеха не имели. Единственным спасением для жителей стал завод по производству силикатного кирпича, но он, разумеется, не мог вместить всех желающих. Экономическая нестабильность привела к взлету наркомании и преступности.
За последнее время в городе начало потихоньку оживать химическое производство, что ухудшило экологическую ситуацию, и без того являющуюся чудовищной. Химические вещества пропитали здесь не только почву, но и самих жителей. И это не метафора: крайне вредное вещество – диоксин -- в Чапаевске находят не только в почве, но даже в материнском молоке. В городе здоровы лишь 4% детей. Только в 2007 году в Чапаевске зафиксировано пять случаев высокого загрязнения и девять случаев экстремально высокого загрязнения по хлороорганическим пестицидам. Не случайно за последние 15 лет население города сократилось на 30 тыс. человек – со 100 тыс. до 70 тыс. Такая убыль стала следствием высокой смертности (в основном, понятно, от онкологических заболеваний) и малого прироста, а также миграции жителей (впрочем, сделать это совсем непросто, поскольку недвижимость в городе распродается буквально за бесценок).
В июле 1996 года стараниями прежнего мэра города Юрия Липченко правительство РФ утвердило федеральную программу «Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения Чапаевска Самарской области» на 1997--2010 годы. В конце 90-х в городе проводились активные работы по рекультивации почвы. Тогда же с инициативой по переносу Чапаевска на другое место выступил нынешний вице-губернатор, а тогда руководитель департамента по экономике областной администрации Габибулла Хасаев. Однако его заявление поддержки не встретило.
Росприроднадзор в 2000 году инициировал придание Чапаевску статуса «города экологического бедствия», но в 2005 году этот статус с города был почему-то снят. Областные же власти тогда не вступились за проблемный спутник Самары. Возможно, свою роль в этом сыграло появление у руля власти в городе представителя КПРФ Николая Малахова, избранного мэром в 2000 году. То, что он практически сразу вышел из партии и старался демонстрировать лояльное отношение к губернским властям, не могло изменить крайне негативное его восприятие в Белом доме. После этого объем средств, выделяемых на решение экологических проблем города, резко снизился, а в последние три года из средств Роспрома даже не производился.
Примечательно, что в Самаре положение дел в Чапаевске считают не слишком критичным. Так, министр природных ресурсов Самарской области Александр Федоров неоднократно заявлял, что по уровню загрязнения воды Чапаевск находится примерно на одном уровне с другими городами области, а воздух в городе – гораздо чище, нежели в Самаре или Новокуйбышевске. А раз так, то и реальных проблем нет. К тому же статус «города экологического бедствия» не привлекает в город инвесторов. В интервью порталу Samru.ru пресс-секретарь Малахова Елена Орлова фактически подтвердила эту информацию, заявив, что «в прошлом году у нас снова был проведен мониторинг московским научно-исследовательским институтом, который показал, что сейчас у нас экология на втором месте после Жигулевска. И Самара нас обогнала, не говоря уже о Тольятти, Сызрани и т. д. Все нас обогнали по экологическому неблагополучию». По ее оценке, экология отныне не является главной проблемой Чапаевска. Такой же точки зрения придерживается и глава аппарата мэрии Анжела Волкова. Позже она высказала сомнение в том, что мэр вообще выступал с подобным заявлением: "Появившаяся информация о призыве мэра Чапаевска к ликвидации города из-за серьезных экологических проблем не соответствует действительности, это слухи. Я ничего не слышала о том, чтобы наш мэр делал такие громкие заявления", -- сказала она в интервью РИА "Новости".
Столь явное расхождение во взглядах между мэром Чапаевска и его подчиненными – серьезный симптом возможного заката политической карьеры Николая Малахова. Большинство региональных СМИ уверены, что в ближайшем будущем он покинет свой пост. Новый губернатор – Владимир Артяков – готовится к активной зачистке первых лиц муниципалитетов области. В марте свой пост покинул глава Жигулевска Сергей Балахонов, руководивший городом более 17 лет. Причиной этого шага стало высказанное губернатором недовольство слишком низким показателем голосов, отданных 2 марта за Дмитрия Медведва (чуть более 55%). В Чапаевске поддержка избранного президента России также была заметно ниже общеобластной (58% против 64%). Таким образом, напоследок Николай Малахов рискнул высказать позицию, отличную от взглядов губернских властей, склонных больше внимания уделять экономическим, а не экологическим проблемам города. Открыто демонстрируя миру, что особых проблем в этой сфере в Самарской области не существует. Возможно, радикальное заявление Малахова только ускорит его отставку, но, что совершенно очевидно, к изменению ситуации в отравленном городе не приведет.