В Финляндии, жители которой известны на всю Европу трепетным отношением к природным ресурсам, а экологическое законодательство – строгостью, действует многоступенчатая система экологической оценки проектов и получения разрешений на разработку полезных ископаемых и других подобных действий, несущих потенциальную опасность для окружающей среды. Разрешения по наиболее масштабным проектам выдают три специально созданных ведомства, каждое из которых действует в своей части страны – северной, восточной и западной. Менее значимые проекты регионального масштаба рассматривают 13 региональных экологических центров. Разрешения на еще более узкие проекты выдаются на уровне муниципалитетов, в каждом из которых существует свой орган, ответственный за защиту окружающей среды.
Для реализации подобных проектов в Финляндии требуется не только разрешение непосредственно на разработку месторождения, но и экологическое разрешение, которое выдается только после детальной экспертизы возможных негативных экологических последствий. В случае открытой разработки полезных ископаемых это, как правило, нарушение ландшафта, эрозия, загрязнение сточных вод.
Кроме того, особо ценные и уязвимые с экологической точки зрения территории Финляндии защищены законом от любой хозяйственной деятельности. Любое промышленное освоение таких территорий требует изменения законодательства, а значит, одобрения на уровне парламента, что весьма сложно, поскольку экологический пункт входит в повестку дня каждой уважающей себя политической партии и выступление против означает высокий риск потерять значительный процент избирателей на муниципальных и национальных выборах.
Главный документ, регулирующий любую деятельность, потенциально влияющую на экологическую ситуацию, – Акт о защите окружающей среды. Ключевое положение этого документа устанавливает право населения влиять на процесс принятия решений в центрах экологической экспертизы любого уровня и оспаривать решения чиновников от экологии. В таком случае экспертиза проекта передается в вышестоящую инстанцию. Такое же право имеют не только жители территорий, которые могут непосредственно пострадать, например, вследствие разработки никелевого месторождения или начала добычи щебня карьерным способом, но также различные общественные организации защитников окружающей среды, ассоциации и фонды независимо от их месторасположения. Например, в 2006 году под давлением общественности была приостановлена добыча урановой руды на севере Финляндии – на месторождениях Эно и Кохтионлахти, несмотря на то что оператор месторождений, французский концерн Areva, получил лицензию на добычу ценного сырья. После этого программа первого канала финского телевидения «MOT», специализирующаяся на расследованиях актуальных событий, выступила с резкой критикой деятельности французского государственного концерна. В мае 2006 года, когда рассматривался проект добычи урановой руды той же компанией в столичном регионе Uusimaa (Южная Финляндия), это вызвало массовые протесты местных жителей, а компания до сих пор не получила разрешения на добычу.
Компания Talvivaara Mining Company Ltd около года получала разрешение на разработку открытым способом расположенного в Восточной Финляндии месторождения никеля, крупнейшего в Европе. Летом 2006 года компания объявила о положительных результатах экспертизы месторождения и планах по его разработке, в частности о намерении добывать 4,5 млн тонн руды ежегодно, вырыв при этом карьер глубиной до 400 м. Все необходимые разрешения Talvivaara Mining Company Ltd смогла получить только весной 2007 года.
Надежда Линнас