Куршская коса (Калининградская область) входит в число национальных парков семи регионов России, где по решению правительства РФ должны создаваться особые зоны туристско-рекреационного типа. Не так давно трехстороннее соглашение Федерального агентства по особым экономическим зонам (ОЭЗ), правительства Калининградской области и администрации Зеленоградского городского округа о создании такой зоны на территории региона получило необходимую финансовую поддержку – из федерального бюджета на ее развитие выделено 1,8 млрд рублей.
Без купюр
Сумма вполне достаточная, чтобы облагородить не только особо охраняемые природные территории, но и всю косу. Выделенные государством средства также поспособствуют качественному ремонту дорог, газификации, модернизации инженерных, коммунальных сетей в здешних населенных пунктах. Кроме того, часть денег пойдет на берегоукрепительные работы и строительство автомобильной трассы Зеленоградск – Морское.
Такому размашистому подходу весьма долго сопротивлялись столичные чиновники. Минприроды и Федеральное агентство по управлению ОЭЗ считали нецелесообразным наделять статусом особой зоны туристско-рекреационного типа не только сам национальный парк, но и всю территорию Куршской косы. Напомним, что коса представляет собой песчаный полуостров длиной 98 км (российская часть – 48 км, 50 км – территория Литвы), шириной от 400 м до 4 км. На российской половине полуострова расположен национальный парк «Куршская коса» (статус присвоен в 1987 году) и населенные пункты Лесное, Рыбачий, Морское.
Здешний растительный и животный мир настолько уникален, что получил не только общероссийское, но и международное признание: в 2000 году Куршская коса включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В минувшем году по инициативе правительства Калининградской области национальный парк наделен статусом туристско-рекреационной зоны.
Понятно, что далеко не вся площадь полуострова нуждается в дорогостоящей федеральной заботе. Одержи министерская точка зрения верх, объемы финансирования были бы сегодня куда скромнее. Однако областному правительству удалось настоять, чтобы особой зоной признали всю косу.
Ложка дегтя
По мнению Минприроды, в качестве особой зоны туристско-рекреационного типа Куршская коса должна иметь существенные ограничения. В настоящее время она уступает по посещаемости лишь Сочинскому национальному парку. По данным официальной статистики за 2007 год, национальный парк в Калининградской области посетили более 140 тыс. российских граждан и 10 тыс. иностранцев. Создание особой зоны туристско-рекреационного типа может сократить этот поток до 60 тыс. человек в год. Причем единовременно на территории парковой зоны смогут разместиться максимум 1,3 тыс. отдыхающих.
Новые гостиницы и санатории планируется построить на четырех участках (их выделение под строительство уже согласовано с Росприроднадзором) общей площадью более 300 га в срединной части косы, а также в районах поселков Морское и Рыбачий. Окрестности поселка Лесное, как планировалось ранее, застраивать не будут. Заместитель председателя Экологического комитета Областной думы Феликс Алексеев выражает общее мнение калининградских экологов и политиков, что строительство у Лесного может нанести ущерб экосистеме косы.
Многие калининградцы вообще убеждены, что конкурентное преимущество их Куршской косы заключается в том, что для туристов, в том числе иностранных, более привлекательна естественная, еще не тронутая строительством природа.
Внятной концепции развития Куршской косы до сих пор нет, хотя она должна была быть готова еще прошлой осенью. Концепцию готовит международное консалтинговое агентство Roland Berger Strategy Consultants (Германия), выигравшее объявленный Федеральным агентством по развитию ОЭЗ тендер. Разработку документа сильно тормозит земельный вопрос – на 6 тыс. га национального парка найти свободный надел не так-то просто: практически везде заповедная зона, лесополоса или владения неких третьих лиц.
Правда, в общем виде концепция была представлена в числе прочих проектов РосОЭЗ на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Тогда, в частности, шла речь о том, что, учитывая непредсказуемую балтийскую погоду, Куршской косе стоит ориентироваться не на пляжный отдых, а на экологический, спортивный, деловой, культурно-развлекательный, водный и лечебно-оздоровительный туризм. Также сообщалось, что в рамках концепции предусмотрено создание фешенебельного отеля (не меньше пяти звезд) в форме кристалла, бунгало классом ниже, но тоже с шиком, а также элитного SPA-центра. Слоган проекта – «Роскошь уединения».
Из четырех участков наиболее привлекательными для инвесторов являются 160 га возле поселка Рыбачий. Еще прошлой осенью Life Development group, созданная Северо-Западной лесопромышленной компанией для инвестирования в недвижимость, объявила о планах создания в Рыбачьем комплекса лечебно-диагностических, оздоровительных учреждений с парком, детским садом и даже церковью.
По мнению председателя общественной организации «Экозащита» Владимира Сливяка и его коллег, строительство в низине рядом с Рыбачьим неминуемо скажется на гидрологическом режиме. В опасности окажется богатейшее сообщество водных и околоводных обитателей. А освоение 100 га поросших сосной земель у поселка Морское приведет к тому, что дюнные пески снова придут в движение.
Экологи бескомпромиссны в своих суждениях – дескать, вынашивая и реализуя планы создания особой зоны туристско-рекреационного типа, областное правительство, по существу, способствует разрушению уникальной природы Куршской косы. Однако основательная экологическая экспертиза проекту еще предстоит.
В настоящее время завершился конкурс по выбору разработчика проекта планировки территории туристско-рекреационной зоны «Куршская коса», объявленный ОАО «Особые экономические зоны». Генеральным подрядчиком этой компании по созданию архитектурного облика рекреационного комплекса в Калининградской области станет специализированный московский НИИ «Курортпроект».
Но, возможно, задача НИИ сильно упростится: не так давно областное правительство предложило ориентироваться на соседнюю литовскую Нерингу, где все выдержано в традиционном для этой местности этническом стиле и нет никаких отелей-«кристаллов».
Балтийский Геракл
Из Литвы на Куршскую косу можно попасть только по морю, для чего придется воспользоваться паромом, который доставит вас из Клайпеды в местечко Смилтине. Переправа недолгая – минут десять, но приходится ждать, пока паром не заполнится. Кроме того, в выходные дни, когда на косу приезжает больше всего туристов, образуются очереди по обе стороны Куршского залива.
Смилтине – это последний населенный пункт, принадлежащий Клайпедскому муниципальному образованию, дальше начинается самоуправление Неринга, которое включает в себя все оставшиеся курортные местечки. Такое искусственное разделение литовской Куршской косы сложилось еще с советских времен, а имя Неринга принадлежит героине литовского эпоса, которая, по легенде, и создала огромную песчаную косу. Неринга была очень сильной девушкой, и ее подвиги не уступают деяниям античного Геракла. Легенда звучит очень правдоподобно, но лавры по праву принадлежат другому балтийскому герою – Неману: полуостров создан аллювиальными отложениями, намытыми речными потоками. Сегодня Неринга является самым малочисленным муниципальным образованием Литвы и одновременно одним из ее самых популярных курортов.
Весь путь от Смилтине до Ниды, которая находится вблизи границы с Россией, займет на машине около 40 мин. Двухрядное шоссе, проходящее вдоль Куршской косы, – единственная дорога, связывающая все населенные пункты, по ней можно проследовать прямиком в Калининградскую область. В советское время Неринга состояла из рыбацких поселков, после обретения Литвой независимости рыбный бизнес оказался нерентабельным и рыбачьи домики перепрофилировали в туристические объекты. Как говорят литовцы, Неринге очень повезло, что Куршская коса была пограничной зоной: это спасало ее от нашествия туристов. Местные путеводители повествуют также, что в те времена один из литовских архитекторов буквально обивал все пороги, чтобы не допустить в Неринге многоэтажного строительства. Даже стандартные дома, которые строились в Ниде, как правило, не выше трех этажей и хорошо вписываются в окружающий ландшафт.
Что бы ни утверждали литовские путеводители, но современный облик Неринги стал складываться еще с конца 1960-х годов. Так, в 1967 году в Ниде восстановлен музей великого немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Томаса Манна.
Первозданная реальность
Томас Манн впервые посетил Ниду в 1929 году, в своих воспоминаниях он так отозвался об этом местечке: «Мы провели несколько дней в рыбацкой деревне и были столь впечатлены невыразимой красотой и уникальностью ее среды, что решили обосноваться в этом уникальном месте». Уже через год писатель смог осуществить свою мечту – проводить лето с семьей на берегу Балтики. «Такого Балтийского моря я не знал. И море, и берег – это напоминание об одном из первозданных элементов в природе», – восхищался Манн. Писатель смог провести здесь только три лета – с 1930-го по 1932 год, он не только отдыхал, но и успешно работал, в Ниде написан роман «Иосиф и его братья». Из Ниды великий гуманист предупреждал человечество об опасности коричневой чумы: в 1933 году, после прихода к власти нацистов его семья покинула Германию. К счастью, дом Манна во время войны не пострадал, а в музее основали библиотеку, где с 1987 года регулярно проводятся конференции, посвященные творчеству писателя.
Славу туристического центра Неринга получила уже после восстановления литовской независимости, причем многие туристические проекты реализованы при финансовой помощи Евросоюза. Статус национального парка не дает права строить на Куршской косе огромные отели и коттеджные поселки, о чем постоянно ведутся дискуссии в Калининградской области. В Неринге есть небольшие гостиницы, но многие частные дома переоборудованы в семейные пансионаты. Рыбная ловля из профессионального занятия превратилась в дополнение туристического бизнеса, во многих пансионатах (да и просто в обычных домах) вам предложат копченую рыбу, которая поймана в Куршском заливе в тот же день. Копченая рыба вместе с литовским пивом стала визитной карточкой Неринги, хотя самое ценное, что есть в этом месте, – это первозданная природа. А еще поражает удивительная чистота – в лесу и на побережье лишь изредка попадаются следы человеческой цивилизации.
Неринга позиционируется как курорт для состоятельных туристов и для семей с детьми. Действительно, здесь нет шумных дискотек, но зато каждый год устраивается джазовый фестиваль. Ежегодно летом только Ниду посещает более 50 тыс. туристов, и с каждым годом их становится больше. Помимо литовской здесь слышна немецкая, польская и латышская речь, в Неринге немало и наших туристов, особенно из Калининградской области. Какими бы высокими ни казались цены в местных отелях и пансионатах, в российской части Куршской косы они еще выше, а сервис в Литве ничем не уступает европейским стандартам. Можно взять напрокат велосипед или лодку, а также найти подходящих соперников на теннисных кортах или полях для мини-гольфа. Заповедные дюны на берегу залива, значительно превышающие по площади и высоте своих сестер на берегу моря, удивительно напоминают пустыню. Но идти по горячему песку босиком очень приятно, и мелкий песок, который кажется почти белым на солнце, музыкально скрипит под ногами. А вековые сосны и море, на которые смотришь с вершин песчаных гор, оказываются не миражом, а реальностью.
Санкт-Петербург – Калининград – Нида