В июле в Стокгольме термометр вполне может остановиться на отметке в 20 градусов, словно объясняя, почему Скандинавию называют странами Северной Европы. В Швеции есть много шуток по этому поводу, одна из них повествует о жалобе африканского студента на суровый скандинавский климат: «В Швеции две зимы, одна – белая, другая – зеленая. Белая мне нравится больше, поскольку ты можешь хотя бы тепло одеться». Сами шведы свыклись с длинными темными зимними днями, а жители северных губерний – даже с полярными ночами. Порой кажется, что шведы начинают скучать по зиме еще летом. Так, один из отелей Стокгольма заманивает посетителей ледяным баром, где стены, пол, потолок, лампы, столы и даже рюмки сделаны изо льда. Для того чтобы не замерзнуть, гостям приходится надевать зимнюю саамскую одежду и перчатки, а также активно потреблять известную шведскую водку Absolut. В туристический сезон попасть в бар очень трудно, но в очереди за экзотикой стоят далеко не одни иностранцы. Но в своем желании сохранить климат неизменным шведы опираются не на традиции, а на здравый смысл и точные оценки.
Театр начинается с вешалки
В свое время шведские экологи провели оценку влияния глобального изменения климата на шведскую экономику. Выяснилось, что, кроме сельского и лесного хозяйства, всем другим отраслям будет нанесен существенный урон. Поэтому шведские власти и поощряемый ими бизнес буквально ополчились на главного врага – парниковые газы, прежде всего – на двуокись углерода. Поскольку последствия глобального потепления сказываются практически на всех странах мира, шведское правительство и бизнес пытаются решить две проблемы на общемировом уровне – привлечь внимание третьих стран к необходимости уменьшения выбросов, а также продвигать шведский экспорт природоохранных и энергосберегающих технологий. Современные экологические ноу-хау достаточно дорогостоящи, это продукция с высоким уровнем добавленной стоимости, что делает ее экспорт очень выгодным. Кроме того, реализация подобных технологий за рубежом невозможна без использования шведских специалистов для установки оборудования, его отладки и организации сервисного обслуживания. Что также позволяет усилить экспансию шведских предприятий и субподрядчиков на внешние рынки.
Уже приземляясь в аэропорту «Арланда», вы можете оказаться участником «зеленой» посадки (на языке экологов «зеленая» означает «сохраняющая природу»). Авиадиспетчеры при помощи специально разработанного программного обеспечения реализуют посадку самолета в кратчайшие сроки, и ему не придется налетывать круги над аэропортом в ожидании возможности приземления. «Непрерывный спуск позволяет экономить от 100 до 150 кг керосина при посадке, это означает экономию примерно 400 кг углекислого газа», – утверждает директор шведского управления гражданской авиации (Luftfartsverket) Никлас Хэренстам. Если подобной посадки можно было бы достичь на всех рейсах, то годовая экономия SAS составила бы 29 тыс. тонн топлива, 90 тыс. тонн углекислого газа и 315 тонн окиси азота. От такой простой на первый взгляд меры можно ожидать как минимум двух дополнительных положительных эффектов: экологическая посадка гарантирует меньший шум (самолет проводит минимальное время над аэропортом), кроме того, аэропорт сможет обслужить большее число бортов за такое же время. Это позволит увеличить производительность существующих терминалов вместо строительства новых. Для реализации оптимального приземления шведским ноу-хау должны быть вооружены и диспетчерская служба, и самолет. На сегодня в «Арланде» осуществлено около 1,8 тыс. «зеленых» посадок, и шведским опытом уже заинтересовались чиновники из Китая. Опыт SAS стал применяться и на грузовых самолетах – почин подхвачен шведским отделением известного международного перевозчика DHL.
Мечта шведских авиаперевозчиков заключается в отказе от традиционного керосина и его замене на биоаналог. Как известно, в странах Евросоюза в автомобильный бензин добавляют около 5% биоэтанола, что не отражается на ходовых качествах машин, но позволяет сокращать вредные выбросы. Появились в продаже и автомобили, полностью работающие на биотопливе – биоэтаноле или биогазе. Пока их в Европе единицы процентов, но некоторые страны, в первую очередь – Скандинавские, поощряют автомобилистов пересаживаться на «зеленые» машины. Пересадить на биокеросин летчиков пока не удается: опыт использования биологических присадок оказался неудачным. Тем не менее SAS надеется, что именно ей удастся первой в мире «разбавить» авиационный керосин, сделав его более «зеленым». И шведские мечты могут воплотиться в реальность: по информации журнала Sweden Today, стокгольмская компания Biofuels получила подряд на разработку авиационного биотоплива от Министерства обороны США.
Коллективный транспортный разум
Прямо от здания аэропорта вы можете добраться до Стокгольма на скоростном поезде, который домчит вас до центра города примерно за полчаса. «Зеленый» экспресс (об этом вам напомнит голос диктора во время поездки) разгоняется в пути до 210 км/ч, билет в один конец стоит около 20 евро. Существуют более дешевые способы доставки, но зато в пути вам обеспечен комфорт, а ваша экологическая совесть будет чиста.
Природоохранное сознание шведов меняется настолько быстро, что на человека, пользующегося обычным автомобилем, скоро будут смотреть как на надевшего шубу из натурального меха. Сегодня ведутся дискуссии о чересчур активном чтении ежедневных газет и даже о влиянии на окружающую среду использованных детских подгузников.
Сортировкой бытовых отходов уже никого не удивишь: разноцветные контейнеры постепенно приходят на смену традиционным помойным бачкам даже в Петербурге. Но шведы сочетают раздельный сбор мусора с экологическим воспитанием: рядом с одним из контейнеров довелось увидеть своеобразный дневник событий. Ежедневно туда заносились замечания, адресованные жителям дома. Так, в один из дней сделана запись, что в контейнер для пищевых отходов ошибочно помещена пластиковая бутылка. Насколько действенны такие меры, сказать трудно, но то, что государство и муниципалитет Стокгольма финансируют большое число «зеленых» программ, включая социальную рекламу, – бесспорный факт.
Для перемещения внутри города также всегда найдется «зеленая» возможность – автобусы, работающие на биотопливе, трамваи, метро, а в некоторые места можно и вовсе добраться на бесплатном пароме. Как и во всех других скандинавских столицах, велосипедист в Стокгольме – равноправный, а скорее – даже привилегированный участник дорожного движения. Развитие городского коллективного транспорта – один из приоритетов муниципалитета Стокгольма, его же идея состояла в установлении для въезжающих в город автомашин специального экологического налога. Интересно, что закон об экологическом налоге принят на референдуме жителями Стокгольма осенью 2006 года. Инициативу местных властей поддержало незначительное большинство, но сегодня голоса противников новации почти не слышны: воздух в столице стал еще чище, а транспортных проблем поубавилось. С начала 2007 года за въезд в Стокгольм в рабочее время взимается плата в размере 1-2 евро, и делается это автоматически. В базе данных дорожной службы содержатся номера всех зарегистрированных в Швеции автомобилей, во время движения номер машины считывается видеокамерой и передается в базу данных, где идентифицируется владелец, на имя которого выписывается счет. С владельцев автомобилей, заправляющихся биотопливом, также как и с ездящих на электромобилях, налог не взимается.
Было бы странным, если бы владельцы «зеленых» автомобилей не объединились в добровольную организацию. Руководитель движения «Зеленые автомобилисты», насчитывающего около 1 тыс. членов, Матиас Голдман рассказал, что задачей организации является пропаганда экологических видов транспорта. Энтузиасты помогают муниципальным властям найти такие решения, которые способствуют увеличению доли «зеленого» транспорта, велосипедов и других сохраняющих природу транспортных средств. Голдман утверждает, что владелец работающего на биотопливе автомобиля экономит от 2 до 5 евро на 100 км пробега, кроме того, такие машины можно бесплатно парковать во многих крупных шведских городах. Неудивительно поэтому, что доля продаж «зеленых» автомобилей ежегодно растет и достигла примерно 20%. «Зеленые автомобилисты» являются владельцами индивидуальных транспортных средств, а члены другой организации предпочли иметь несколько автомобилей на всех. Если машина не нужна каждый день, объединившись в пул, можно обходиться меньшим числом автомобилей. Член пула платит за то время, пока водит машину, при необходимости можно воспользоваться услугами шофера. Понятно, что в гараже организации находятся только работающие на биотопливе автомобили. Как рассказал исполнительный директор пула Нильс Линдеблад, старейшему пользователю исполнилось 95 лет. В отличие от более молодых коллег, он при заказе машины посылает диспетчеру SMS или прибегает к услугам интернета.
16 шагов к прогрессу
Экологические усилия больших и малых шведских компаний не остаются без внимания центральных властей страны. Бюджет Шведского агентства по защите окружающей среды – структурного подразделения, входящего в Министерство экологии, – составляет 370 млн евро. Лишь десятая часть этих денег расходуется на собственные нужды, при этом каждый год правительство уточняет затраты на природоохранные и энергосберегающие технологии. Агентство провозгласило, что самые главные экологические проблемы должны быть решены к 2020 году, то есть еще при жизни сегодняшнего поколения шведов. «Мы не должны оставлять свои проблемы нашим детям и внукам», – считает руководитель агентства Ларс-Эрик Лильелунд.
Риксдаг утвердил 16 целей, которых должна добиться Швеция. В их числе уменьшение последствий изменения климата, обеспечение чистого воздуха, предотвращение окисления почв.
Как считают в агентстве, первая проблема может быть решена лишь усилиями всех промышленно развитых стран. Если будут предприняты совместные действия, то перелом может наступить к 2050 году. Но кардинально удастся решить лишь одну проблему – поддержание экологической среды горных массивов. Тем не менее Швеция полна решимости показать пример всему миру. «Мы надеемся на успех встречи в Копенгагене в 2009 году, и главная наша цель – общемировое соглашение, которое придет на смену Киотскому протоколу», – говорит министр экологии Андреас Карлгрен. Чтобы сделать мир более «зеленым», Карлгрен вместе с премьер-министром страны посетил ключевые промышленно развитые страны – США, Японию, Индию и Китай. Экология станет главным приоритетом во время предстоящего председательства Швеции в ЕС. Помимо защиты климата Швеция намерена предложить масштабную программу, названную «Морской директивой». «Совместно с Еврокомиссией мы разрабатываем стратегию для региона Балтики, основная часть которой будет посвящена проблемам охраны морского бассейна. Таким образом мы сможем значительно улучшить ситуацию в Балтийском море, которое в настоящий момент является одним из самых загрязненных в мире», – утверждает Карлгрен.
Санкт-Петербург – Стокгольм
Что мы знаем о Швеции
Официальное название: Королевство Швеция.
Население: 9,174 млн.
Наибольшие этнические группы: шведы, финны, саамы.
Официальный язык: шведский. Широко распространены английский и немецкий языки.
Столица: Стокгольм (770 тыс. человек).
Крупные города: Гётеборг (485 тыс.), Мальмё (271 тыс.).
Национальный праздник: 6 июня.
Форма правления: конституционная монархия, парламентская демократия.
Избирательное право: всеобщее, равное, прямое. Право голоса имеют достигшие 18-летнего возраста граждане Швеции.
Глава государства: король Карл XVI Густав (с 1973 года).
Законодательная власть: однопалатный парламент Риксдаг, состоящий из 349 членов, избирается на четыре года. Последние выборы состоялись в сентябре 2006 года.
В Риксдаге представлены семь политических партий – Социал-демократическая партия (130 мандатов), Умеренная коалиционная партия (97), Партия центра (29), Народная партия (28), Христианско-демократическая партия (24), Левая партия (22), «Зеленые» (19).
Глава правительства: премьер-министр Фредрик Рейнфельдт (Умеренная коалиционная партия).
Членство в международных организациях: ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, с 1995 года Швеция состоит в Европейском союзе.
ВВП на душу населения: 29 тыс. долларов (2005 год).
Главные торговые партнеры: Германия, Дания, Норвегия, Великобритания, Нидерланды, Финляндия, Франция.
16 целей Шведского агентства по защите окружающей среды:
– уменьшение последствий изменения климата;
– обеспечение чистого воздуха;
– предотвращение окисления почв;
– создание нетоксичной окружающей среды;
– защита озонового слоя в атмосфере;
– создание среды, не подверженной действию радиации;
– недопущение загрязнения водоемов водорослями (нулевая антропогенная эвтрофикация);
– обеспечение нормальной среды обитания в реках, озерах и других водоемах;
– обеспечение чистоты грунтовых вод;
– создание экологически сбалансированной морской и прибрежной среды;
– сохранение болот и поддержание среды обитания заболоченных мест;
– сохранение и обеспечение воспроизводства лесов;
– сохранение и улучшение состояния пахотных земель;
– поддержание экологической среды горных массивов;
– создание благоприятной для обитания человека городской среды;
– сохранение флоры и фауны.