20 декабря истекает срок работы комиссии по расследованию причин аварии на руднике ОАО «Уралкалий» в г. Березники Пермского края. Авария двухлетней давности привела к затоплению рудника, образованию провала земной поверхности, перерезавшего трассу железной дороги Соликамск—Березники, и к переселению из опасной зоны нескольких сотен жителей 160-тысячного города.
Первая комиссия, изучавшая обстоятельства аварии по горячим следам в октябре 2006 года, пришла к выводу, что причиной ее послужила «неизвестная ранее геологическая аномалия» строения естественной водозащитной толщи рудника, которая не учитывалась в действовавших на тот момент правилах отработки месторождения, нарушений которых со стороны компании «Уралкалий» зафиксировано не было. Обстоятельства, предшествовавшие аварии, были классифицированы комиссией как «чрезвычайные, не зависящих от воли всех участников правоотношений».
Тем не менее 29 октября нынешнего года первый вице-премьер правительства России Игорь Сечин распорядился провести повторное расследование «с целью определения причин аварии, размера вреда, причиненного государству и компаниям (в том числе ТГК-9 и ОАО РЖД) в результате деятельности пользователя недр, проведения правовой экспертизы с обоснованием возможности и необходимости взыскания вреда с недропользователя…».
Рынок отреагировал на новость о повторном расследовании панически — с начала ноября курсы акций «Уралкалия» в Лондоне и Москве рухнули более чем на 60%, а аналитики принялись подсчитывать размеры потенциальных денежных претензий к «Уралкалию», если прежнее решение о невиновности компании в аварии будет пересмотрено. Цифры возможных претензий могут лежать в широчайших границах — от 200 млн до 20–50 млрд долларов. Нижняя граница оценки — расходы на строительство обходной железной дороги, погашение затрат энергетиков на перенос своих объектов из зоны аварии и затрат бюджетов города и края на расселение микрорайона — не является для компании убийственной, хотя и существенно обременит ее финансовое положение. Верхняя граница потенциальных претензий включает приблизительную оценку запасов калийных и магниевых солей, потерянных в затопленном руднике (120 млн тонн сильвинита и карналлита), собственником которых является государство. Понятно, что для компании с годовой выручкой 1,5–2 млрд долларов эта сумма неподъемна, а значит, «Уралкалию» грозит банкротство и смена собственника. В чью пользу? Недоброжелателей и конкурентов у компании достаточно, их мы обсудим ниже.
«Уралкалий» не стал дожидаться верховного вердикта. Уже на совещании у Сечина 29 октября председатель совета директоров и мажоритарный собственник компании Дмитрий Рыболовлев и Петр Кондрашев, член совета директоров, экс-гендиректор соликамского «Сильвинита», еще одного производителя калийных удобрений, соседа «Уралкалия» по Верхнекамскому месторождению, выразили готовность выделить по 1 млрд рублей на строительство 53-километрового железнодорожного обходного пути на трассе Соликамск—Пермь. В ноябре «Уралкалий