Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Альтернативные подождут


B начале нынешней осени правительство Германии объявило о возможном сокращении субсидий в солнечную энергетику. Похоже, ведущая европейская экономика распрощалась с надеждами, возлагавшимися на нетрадиционные и возобновляемые источники энергии (НВИЭ). На протяжении почти 20 лет их рассматривали как приоритетное направление для немецкой энергетики. В 1991 году в стране был принят закон, в соответствии с которым государство обязалось дотировать производителей солнечной электроэнергии. Взамен они обязаны были снабжать потребителей по заниженным ценам. Так, предполагалось, что электроэнергия от фотовольтаических систем, установленных на крышах домов в 2007 году, сможет продаваться по 0,05 евро за кВт.ч (в семь раз ниже текущего тарифа) вплоть до 2027 года.

Теперь же кабинет министров предлагает пересмотреть закон и сделать акцент на строительстве обыкновенных электростанций: в период с 2008 по 2018 год в стране планируется построить 31 новую станцию на угле общей установленной мощностью около 45 ГВт. И это несмотря на протесты общественности. При этом тариф на солнечное электричество будет возрастать и приблизится к среднему по стране – около 30 евроцентов.

Скептическое отношение к альтернативной энергетике (АЭ) все заметнее и в других странах. Возможные выгоды от использования АЭ перевешиваются снижающимися ценами на традиционные энергоносители – нефть и газ (с июля 2008-го стоимость барреля нефти упала втрое). К тому же, как выясняется, если эксплуатация НВИЭ не наносит особого вреда окружающей среде, то процесс изготовления необходимого для этого оборудования отнюдь не безвреден.

Нетрадиционная энергетическая ориентация

Еще недавно сторонники развития АЭ были преисполнены оптимизма. Руководство Евросоюза, декларирующее как стремление диверсифицировать энергетическую отрасль (прежде всего по структуре энергоносителей), так и заботу об экологической безопасности экономики, предусмотрело к 2010 году увеличение доли -возобновляемой энергетики в общем объеме генерации региона с существующих 6% до 12%. При этом в Австрии эта доля к 2010-му должна составить 78%, в Швеции – 60%, а, например, в Исландии – 40% (в последнем случае – благодаря использованию геотермальных источников).

В лидеры по развитию АЭ стремится и Китай. В 1995 году доля АЭ в энергосистеме страны не достигала и 0,2%. Теперь же КНР производит больше всего солнечных панелей – общей емкостью 1200 МВт (в 2007-м). Предыдущий лидер в этом сегменте, Германия, выпустила 875 МВт. Бразилия делает ставку на развитие энергетики на биомассе, благо это позволяют комфортные климатические условия. В первую очередь это получение этанола из технических агрокультур. Безусловным же лидером в АЭ остаются США – в 2007 году благодаря НВИЭ в стране было выработано 105 млрд кВт.ч электроэнергии.

Под влиянием всеобщего солнечного ажиотажа возник дефицит сырьевого кремния для производства солнечных ячеек, что привело к его резкому удорожанию (от 25 долларов за килограмм в 2003-м до 400 в 2008-м). В результате только в 2008 году в мире, в том числе и в Казахстане, было основано 25 новых производств, призванных ликвидировать дисбаланс в производстве и спросе и снизить стоимость кремниевого сырья.

Рыночные игроки тоже интересовались АЭ. Компания Google сообщила, что намерена серьезно инвестировать в АЭ, а именно в ветряные двигатели и солнечные батареи. Произошло это во время памятного скачка цен на нефть прошедшей зимой, когда баррель стоил около 100 долларов. Инвестиции в последующие полгода составили около 36 млн долларов. В начале октября компания заключила договор с General Electric с целью создания в США «энергосистемы будущего». На эти цели она планировала потратить около двух миллиардов долларов. Международная энергетическая ассоциация (МЭА) прогнозирует, что до 2020 года в развитие АЭ будет вкладываться до 600 млрд долларов ежегодно, а общий объем инвестиций до 2050 года составит 45 трлн (!).

Ставка – на уголь

Но говорить о расцвете альтернативной энергетики было бы преждевременно. Даже в Северной Америке с 1980 по 2005 год производство электроэнергии на основе расщепления ядра увеличилось в три раза, а из возобновляемых источников – всего на 25%.

Постепенно в мире начинают преобладать скептические настроения. По данным академика Петра Капицы: «Все эти <альтернативные> источники никогда не смогут составить серьезную конкуренцию ископаемому топливу: низка плотность ветровой энергии и энергии морских волн; низкая теплопроводность пород ограничивает масштабы геотермальных станций».

В последние годы интерес к альтернативной энергетике, особенно к неисчерпаемым источникам энергии (солнцу, геотермальным источникам, приливам) поддерживался прогнозами о скором истощении углеродных и углеводородных запасов. Но прогнозы по нефти постоянно пересматриваются.  В 1952-м оценки нефтяных запасов доказывали, что их хватит только на 25 лет, в 1966-м говорили о 33 годах и последующем энергоголоде, в 1982-м – «до конца добычи нефти – 40 лет». Сейчас пишут о 50 годах.

Разведанные запасы угля составляют около триллиона тонн. При нынешних темпах потребления угля, имеющегося в мире, хватит примерно на 250 лет. Доказанные мировые запасы природного газа – около 200 тыс. кубокилометров, притом что в 2007 году добыли всего три тысячи. Следовательно, только доказанных хватит приблизительно на 60 лет с учетом роста добычи.

Да и производство энергии с использованием традиционных источников гораздо дешевле, чем АЭ. К примеру, чтобы заместить в Казахстане существующие источники энергии на возобновляемые, потребуется порядка 90 млрд долларов. А чтобы удовлетворить мировые потребности в объеме 20 тераватт-часов в год, нужно покрыть панелями площадь в 300 тыс. квадратных километров (например, всю Алматинскую область).

Стоимость электроэнергии от ветровых электростанций (ВЭС) в Казахстане составит порядка 12–15 тенге за кВт.ч (по Национальной программе развития ветроэнергетики до 2015 года), что пока несравнимо со стоимостью электроэнергии от традиционных станций.

Не все однозначно и с экологией АЭ. Если удельные приведенные затраты экологического ущерба в угольной, почти самой «грязной», энергетике составляют один-два цента за каждый выработанный кВт.ч (практически половину себестоимости), то экологический ущерб при производстве солнечных панелей – около пяти центов за кВт.ч (при этом процессе используется токсичный хлор, а бесхлорные технологии только разрабатываются).

Солнце и ветер

Впрочем, окончательно крест  на АЭ ставить рано. Представитель ТОО «Шилидан» (производство солнечных панелей) Григорий Ларин уверен, что будущее за солнцем: «Двадцать лет назад стоимость оборудования солнечной энергетики составляла 100 долларов за один ватт мощности. Сейчас пять долларов. А когда снизится до трех долларов, произойдет глобальный переворот в энергетике».

Но пока, по мнению профессора Алматинского института энергетики и связи Альберта Болотова, лучше делать ставку на развитие традиционной энергетики. Широкое использование НВИЭ он представляет возможным только при развитии науки и техники. Вероятным сценарием развития событий он считает применение локальных установок НВИЭ малой мощности – до 10 МВт. Если произойдет дальнейшее повышение тарифов, потребители всерьез сядут за расчеты: что выгоднее – покупать из сети или брать электроэнергию с собственной установки. Пока же существующие тарифы позволяют обходиться и без таких новшеств.

На период до 2050 года, судя по всему, АЭ продолжит оставаться на вторых ролях. Единственными более или менее конкурентоспособными кандидатами остаются ветровые и солнечные установки. По-видимому, основной поток инвестиций следует ожидать в этих сегментах АЭ.

Таблица: Конкурентоспособность нетрадиционных источников энергии будет расти