Совместный проект журнала «Эксперт» и Canada Eurasia Russia Business Association
Канада самодостаточна с точки зрения энергообеспечения. Сегодня она занимает второе место после Саудовской Аравии по запасам нефти, седьмое по добыче нефти и третье по добыче газа. Однако, несмотря на столь благополучную энергетическую ситуацию, Канада активно занимается разработкой и внедрением энергосберегающих технологий, а также развивает альтернативные источники энергии. Уже сегодня уровень энергоемкости на единицу продукции в Канаде почти в два раза ниже российского при сходных климатических и территориальных условиях.
Особенности канадской нефти
В мае 2003 года нефтяные запасы Канады внезапно увеличились более чем в 36 раз — управление по энергетической информации (Energy Information Administration) министерства энергетики США сообщило, что канадские нефтяные ресурсы оценены в 180 млрд баррелей. Таким образом, Канада оказалась на втором месте в мире после Саудовской Аравии. Новые данные учитывали месторождения нефтеносных песков, содержащих природные битумы. Было признано, что большая часть канадских нефтяных энергозапасов находится именно в битуминозных песках. Впрочем, их разработка — дело довольно дорогое и технически сложное.
Битумные (нефтяные или смоляные) пески — это смесь песка, глины, воды и смолистой субстанции, которая по сути является сверхтяжелой нефтью. Природные битумы представляют собой полезные ископаемые многокомпонентного характера, из них могут вырабатываться практически все нефтепродукты. Нефть, вырабатываемую из битумного песка, называют синтетической: экономическая эффективность ее добычи достигается в том случае, если качество и себестоимость нефтепродуктов достают до аналогичных показателей обычной нефти, на нее есть постоянный спрос, а месторождения синтетической нефти привлекательны для инвесторов.
Интерес к разработке битумных месторождений возник в мировом сообществе еще в 1970-х годах, однако Канада стала первой страной, активно развившей это направление. Подобные месторождения расположены главным образом на севере провинции Альберта, в Новой Шотландии и на Ньюфаундленде. В результате в 2001 году в Канаде добыча синтетической нефти впервые превысила объемы добычи нефти традиционной, а начиная с 2004 года добыча нефти из битуминозных пород составила уже около 60% от общей добычи нефти. Кроме Канады значительные залежи битумов обнаружены в Венесуэле, однако глубина залегания пород там превышает канадские показатели. В России крупные месторождения природных битумов были обнаружены в Татарстане — в республике даже принята «Концепция освоения ресурсов природных битумов до 2020 года». Предполагается, что «Татнефть» уже в ближайшие годы может приступить к промышленной добычи битумов (в качестве потенциального партнера проекта долгое время выступал концерн Shell, однако совместное предприятие пока так и не создано). Отметим, что в канадских проектах по освоению битумных песков участвуют практически все мировых лидеры — ExxonMobil, ChevronTexaco, Shell, ConocoPhillips, Total, а ряд проектов реализуют или планируют реализовать китайские и индийские инвесторы.
Несмотря на то что себестоимость добычи нефти из битумных песков по-прежнему значительно выше, чем на традиционных месторождениях, и составляет 30–40 долларов за баррель, у синтетической нефти довольно много сторонников. Всеобщий оптимизм поддерживают и новые исследования: так, Syncrude Canada полагает, что именно за счет запасов нефти в битуминозных породах Канада может удовлетворять свои энергетические потребности на протяжении 475 лет, а мировые — в течение 15 лет.
Сегодня уровень энергоемкости на единицу продукции в Канаде почти в два раза ниже российского при сходных климатических и территориальных условиях
Другая энергетика
Впрочем, кроме технологических и экономических препятствий у добычи нефти из битумных песков есть еще одна существенная проблема — негативные экологические последствия. Защитники окружающей среды настаивают на том, что в большинстве случаев добыча синтетической нефти сопровождается массированной вырубкой лесов, осушением болот и снятием поверхностного слоя земли. По данным Всемирного фонда дикой природы (World Wide Fund for Nature — WWF), добыча нефти из битумных песков требует в три раза больше энергии и высвобождает почти в три раза больше углекислого газа.
Экологи крайне негативно отнеслись к планам канадского правительства активно развивать производство синтетической нефти. Канаду даже обвинили в невыполнении условий Киотского протокола, а WWF отнес Канаду к разряду стран, хуже всех исполняющих международные обязательства в области изменения климата (вместе с США), и назвал развитие добычи битумной нефти неконтролируемым процессом.
Канадское правительство, однако, не согласилось с доводами экологов, считая, что негативный экологический эффект будет компенсирован за счет других энергопроектов. Речь шла о развитии альтернативных и возобновляемых источников энергии, а также о продвижении программ энергоэффективности. Правительство создало целый ряд объединений и ассоциаций, поддерживающих развитие альтернативной энергетики — как на административном, так и на экономическом уровне. В стране был запущен ряд проектов в самых разных секторах рынка возобновляемой энергии — от гидроэлектроэнергии в Квебеке, Британской Колумбии, Онтарио (к которой у экологов, кстати, тоже довольно много претензий) до использования биомассы, этанола, солнечной и ветряной энергии.
Экономить все же лучше
Что касается канадской политики в области снижения выбросов в атмосферу, то приоритет сейчас все же отдается энергоэффективности. В условиях растущего потребления энергии именно грамотные программы энергосбережения приносят стране наибольшие дивиденды. Так, по данным бюро энергоэффективности министерства природных ресурсов Канады, в период с 1990-го по 2003 год энергопотребление возросло на 22%, однако без применения энергосберегающих мер и технологий могло бы вырасти на 32%. Только в 2003 году канадцы сэкономили за счет этого 13,4 млрд долларов. В среднем уровень энергоэффективности вырос на 13–16% за последние 10 лет (с учетом жилого, коммерческого и промышленного секторов).
Как правило, когда эксперты пытаются анализировать низкую энергоэффективность российской экономики, базовой страной для сравнения является именно Канада — тут роль играют и географические размеры (Канада — вторая по величине территории страна мира), и сходные климатические условия, и структура промышленного производства. Так, по данным отчета «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», подготовленного группой Всемирного банка (Международной финансовой корпорацией) в сотрудничестве с Центром по эффективному использованию энергии, энергоемкость ВВП Канады почти в два раза меньше российской (показатель России — 0,42 кг нефтяного эквивалента к ВВП, Канады — 0,25). С точки зрения среднегодовых температур Россия находится действительно ближе всего к Канаде, однако показатели энергоемкости расходятся довольно существенно, прежде всего в жилищном секторе.
Канадский успех в области энергоэффективности в первую очередь обусловлен продвижением и поддержкой энергосервисных компаний, предоставляющих технические решения, а иногда и обеспечивающих финансирование энергоэффективных программ. Канада активно поддерживает и программы технической модернизации для повышения энергоэффективности, что как раз и создает рынок для услуг энергосервисных компаний. Еще в конце 1980-х в стране была принята «Программа гарантированного энергопотребления Онтарио Гидро», а в 1991 году канадское правительство создало организацию «Инициатива федеральных зданий», чтобы позволить федеральным ведомствам заключать с энергосервисными компаниями контракты на разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий в федеральных зданиях. Министерство природных ресурсов Канады также стало способствовать привлечению в эту программу прочих организаций, разрабатывая типовые контракты и пакеты тендерных предложений. На конец 2006 года в рамках этой программы были реализованы проекты в 7500 зданиях, привлечены частные инвестиции на 240 млн канадских долларов, а ежегодная экономия составила 33 млн канадских долларов.