Поселок Растущий, 25 километров от Екатеринбурга. Вытянутый двухэтажный дом напоминает иллюстрацию к рассказам Брэдбери: на стенах и крыше солнечные батареи, на лужайке огромные ветряки. Профессор Сергей Шеклеин водит меня вокруг и пытается растолковать, как все это работает, даже присаживается на корточки и чертит схемы — пальцем на песке. Мы подходим к громоздким сооружениям, похожим на надгробия, — это солнечные коллекторы, которые нагревают воду. Змеи трубок и проводов тянутся от надгробий к внушительному баку.
— Солнце нагревает поверхность коллектора, энергия передается в теплообменник, а он нагревает воду в баке, — поясняет профессор. — Летом одного такого коллектора достаточно, чтобы обеспечить семью из двух человек горячей водой.
Этот дом — социальный эксперимент: ученые из Уральского государственного технического университета решили проверить, как работает альтернативная энергетика в домашних условиях. Для этого Владимир Велькин и Сергей Шеклеин, главные в Екатеринбурге специалисты по возобновляемым источникам энергии, и построили этот экодом. Точнее, переделали его из разоренного коровника. Часть оборудования сконструировали сами, что-то купили на заводах и в московских НИИ. А потом взяли семьи и переехали в импровизированную лабораторию на ПМЖ.
Здесь восемь квартир по 300 квадратных метров каждая. Кроме Велькина с Шеклеиным здесь живут студенты и аспиранты, для которых «солнечный дом» служит учебным полигоном: изучают особенности нового быта, а потом защищают дипломы и научные работы.
Захожу в квартиру Шеклеина.
— Самый простой и независимый источник энергии — это солнечные батареи. Они сделаны из кристаллического кремния, который реагирует на солнце направленным движением электронов. Появляется электрический ток. Если вдруг авария или перебои с электричеством, весь Растущий сидит без света и тепла, а мы с Владимиром Ивановичем включаем аккумуляторы — и порядок. Понимаете?
— Но если все так замечательно и удобно, почему такого оборудования нет в каждом доме, у каждой семьи?
— Оно очень дорогое, — профессор Шеклеин вздыхает. — Вот эта лампочка стоит 45 долларов. Вы купите лампочку за 45 долларов? Не купите. А у нас четыре ветряка, с десяток коллекторов, под сотню солнечных батарей. Все это стоит полмиллиона рублей. Часть денег на эксперимент дали в областном правительстве, но очень много пришлось вложить самим.
— В чем же тогда смысл? Это не окупится и за десятилетия.
— Если строить такой дом в городе, то да, не окупится. А если в каком-нибудь труднодоступном месте — то еще как! Вот конкретный пример. Деревня Еремино Гаринского района Свердловской области. Чтобы обеспечить ее светом и теплом, надо подвести линию электропередачи, которая стоит 90 миллионов рублей. А живет там 37 человек. Нормальное энергообеспечение с помощью альтернативных источников энергии будет стоить всего 100 тысяч. То же самое и с ветряками. Месторождения ветра надо искать как месторождения нефти. И тогда это будет выгодно.
На лужайке перед домом доцент Велькин орудует газонокосилкой. Я начинаю подозревать и в ней нечто энергоэффективное, но нет — просто газонокосилка.
— А где-нибудь еще подобные дома есть?
— За границей есть, в России мы пока единственные, и у нас пока репутация либо героев, либо чудаков. У нас продвигать такие технологии мешает изобилие ресурсов и сырьевое мышление. Газ есть, уголь есть, нефть есть — зачем нам еще ветер и солнце? Но надо думать и о будущем. Однажды наступит момент, когда все это кончится. А солнце и ветер будут всегда.
Сколько стоит киловатт-час
- АЭС — от 20 копеек до 2 рублей
- Угольная электростанция — от 20 до 60 копеек
- Газовая электростанция — от 50 копеек до 2 рублей
- Гидроэлектростанция — от 20 копеек до 2 рублей
- Солнечная батарея — от 1,5 до 8 рублей
- Ветряки — от 1 до 3 рублей
- Приливная электростанция — от 50 копеек до 2 рублей
- ТЭЦ на биотопливе — от 1 до 3 рублей
- Гидротермальная электростанция — от 1,5 до 10 рублей