Cпустя 10 лет после подписания Киотского протокола (КП) Казахстан наконец ратифицировал его – в конце марта президент Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Как отмечали ранее в Министерстве охраны окружающей среды (МООС), Казахстан ратифицировал Киотский протокол пока без обязательств, подключившись к механизму чистого развития (МЧР). По такому механизму работает много государств, в частности Китай и Индия. То есть Казахстан не присоединился к перечню стран приложения I к рамочной конвенции ООН (в него входят государства, взявшие на себя обязательства по самоограничению выбросов). Это означает, что наша страна будет сокращать выбросы за счет стран-инвесторов, при этом квоты выбросов, которые можно выставить на продажу, будут принадлежать собственно инвесторам (подробнее см. справку). Интерес собственно Казахстана тут в получении средств на реализацию природоохранных мероприятий. Однако скорее всего этих денег наша страна в ближайшие годы не увидит – на пути экологических инвестиций стоят не только экономический кризис и подешевевшая нефть (делающая малопривлекательными проекты в области «зеленой» энергетики), но и недостатки законодательной базы.
«Поймите меня правильно…»
Заявление экс-главы МООС Нурлана Искакова о том, что наша страна взяла на себя ограниченные обязательства, вызвало недоумение у экспертов, принимавших участие в подготовке законопроекта, подписанного президентом. По их мнению, такая формулировка фактически аннулирует более ранние соглашения Казахстана по Киоту. Как уверили «Эксперт Казахстан» в Координационном центре по изменению климата (КЦИК – рабочий орган Межведомственной комиссии по вопросам изменения климата), заявление г-на Искакова не вполне соответствует действительности и противоречит ранее достигнутым международным соглашениям Казахстана в отношении киотских обязательств. «Мы не знаем, кто готовил это сообщение. Это ошибочное утверждение о том, что ратификация будет легитимна только для МЧР-проектов. Изначально планировалось, что Казахстан будет идти именно по механизму совместного осуществления (СО, реализуется странами, вошедшими в приложение I рамочной конвенции). Для этого проводились международные переговоры, и проектная работа также готовилась под механизм СО», – говорит координатор проектов Гульмира Сергазина. Эксперт пояснила, что в рамках механизма МЧР Казахстан будет являться только инвестором для развивающихся стран. А основной вектор выполнения обязательств по протоколу – это все-таки проекты СО, по которым и планируется привлечение инвестиций.
Но все же в МООС РК нам подтвердили, что именно МЧР станут основным вектором международной деятельности Казахстана в рамках Киотского протокола. «Еще на стадии рассмотрения проекта закона о ратификации парламентарии предложили оптимальный вариант – механизмы чистого развития. И на то есть ряд объективных причин. Во-первых, это неблагоприятная экономическая ситуация. Во-вторых, это ограниченные временные ресурсы. В случае, если бы Казахстан вошел в перечень стран приложения I, это бы означало принятие на себя обязательств по снижению объемов выбросов парниковых газов до 2012 года. А это неосуществимо в условиях финансового кризиса», – говорит заместитель департамента правового обеспечения и международного сотрудничества МООС РК Эльвира Ибраева.
Как прогнозируют в правительстве, в ближайшие два года объем инвестиций может составить 150–300 млн долларов, а к 2012 году вырасти до 700 млн долларов в виде технологий и оборудования, способствующих снижению выбросов парниковых газов. В КЦИК считают, что потенциальными инвесторами могут стать крупные компании, такие, например, как японские Sumitomo, Mitsui, MARUBENI, Mitsubishi. Сферы их интересов – это утилизация шахтного метана, попутного газа, строительство малых и средних ГЭС, химическая промышленность и проекты в секторе производства строительных материалов.
Казахстанские предприятия тоже готовятся к работе в рамках Киотского протокола. «Масштабную работу проводят АО НК «КазМунайГаз», предприятия-участники Казахской ассоциации природопользователей для устойчивого развития (КАПУР, объединяет AES, Казцинк, ССГПО и другие. – «ЭК»), акиматы на местах при реализации проектов проявляют интерес к углеродной составляющей и заключают меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве с инвесторами. Так, сейчас в этом направлении движется проект по реконструкции теплосетей в г. Сарань (Карагандинская область). Такие проекты можно реализовать по всему Казахстану», – говорит координатор проектов КЦИК Саулет Сакенов.
Плюс на минус
Однако деньги достанутся не всем желающим. По словам специалиста из департамента экологического проектирования и нормирования ТОО «SED» (Sustainable Environmental Development) Нины Власовой, на предприятиях в целях сокращения выбросов парниковых газов будут оптимизироваться использование топливно-энергетических ресурсов, внедряться ресурсосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии. Но на инвестиции могут рассчитывать, скорее, небольшие промышленные компании: «Крупные же предприятия РК, чтобы избежать штрафов за превышение выделенных лимитов на выбросы ПГ, вынуждены будут модернизировать производство за счет собственных средств», – считает г-жа Власова.
Сами участники рынка затрудняются оценить плюсы и минусы возможностей, которые дает им ратификация Казахстаном Киотского протокола. Уже сейчас неопределенность и недоработки в сфере экологического законодательства приводят к возникновению по сути тупиковых ситуаций для крупных производств – достаточно вспомнить недавний конфликт нефтяников с мажилисменами Асхатом Бекеновым и Маралом Итегуловым. Напомним, что депутаты обвиняют нефтекомпании в неисполнении обязательств по утилизации серы и попутного газа, нефтяники же считают, что выполняют все взятые на себя обязательства. Игроки утверждают, что на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии сжигание попутного газа – необходимая часть технологического цикла и требование безопасности. По словам специалистов, этот газ только частично можно использовать в производстве. Но для этого необходимо проведение серьезной модернизации оборудования. А это миллиарды тенге капиталовложений. Как пояснили в службе экологии и техники безопасности Атырауского нефтеперерабатывающего завода, предприятия просто не в состоянии объективно планировать природоохранные затраты, в первую очередь из-за отсутствия унифицированной системы ставок платежей за выбросы. А о грядущих инвестициях и проектах по Киоту там и подавно ничего не слышали.
Директор КАПУР Гульсара Едильбаева считает, что есть и проблемы системного характера, например, отсутствие системы учета парниковых газов в соответствии с требованиями Киотского протокола. «Существующая система учета ради учета не дает объективной информации по выбросам. Как следствие – отсутствие возможности ведения переговоров с потенциальными инвесторами», – поясняет она.
Не время торговаться
Впрочем, пока проблема сокращения Казахстаном выбросов парниковых газов остро не стоит, несмотря на ратификацию протокола. Дело в том, что в ходе переговоров по присоединению к Киотским соглашениям наша страна настояла на том, чтобы в качестве базового года для Казахстана при определении допустимого уровня выбросов был принят 1992-й, когда спад промышленного производства был еще не столь ощутим, как в последующие годы. Соответственно отмечают в КЦИК: «Задача состоит в том, чтобы к концу режима Киото (2012 г.) не превысить уровень выбросов 1992 года. Казахстан имеет резерв приблизительно в объеме 90–100 миллионов тонн СО2–эквивалента в год, который не обязательно продавать. В первую очередь необходимо легализировать этот объем, и далее его можно будет сохранить для будущего роста выбросов парниковых газов». Тем более что спрос на квоты наверняка упадет – ведь из-за кризиса сокращается промышленное производство. Международный углеродный трейдер Point Carbon уже скорректировал свои прогнозы до 2012 года относительно объема поставок углеродных единиц и сокращения выбросов по проектам СО и МЧР. По данным аналитиков компании, в ближайшие четыре года поставки углеродных единиц (одна единица эквивалентна одной тонне СО2) снизятся на 4% (до уровня 2,1 млрд ед., на 88 млн меньше, чем изначально ожидалось). «Кризис может повлиять на инвестирование в проекты МЧР», – резюмируют аналитики компании. Таким образом, механизмы КП могут отчасти остаться невостребованными.
В КЦИК не исключают и того, что современная ситуация на мировом финансовом рынке может сказаться на интересе инвесторов. Однако подчеркивают, что основной интерес будет представлять период после 2013 года, когда Казахстан в полной мере будет готов торговать квотами, да и проблема кризиса будет уже не столь актуальной.
В апреле 2009-го в Копенгагене будет представлен текст нового этапа КП, который начнет действовать с 2013 года. Важно, что с ратификацией КП Казахстан получает право участвовать в принятии решений по киотским механизмам. Если не получим денег – так хоть поучаствуем в разработке новых механизмов их привлечения.
Парниковые газы (ПГ) – вещества, выделяемые в результате природных и антропогенных процессов и влияющие на парниковые свойства атмосферы. В Киотском протоколе РКИК ООН были определены шесть парниковых газов прямого действия, по которым вводятся ограничения выбросов. Это углекислый газ (СО2), метан (СН4), гемиоксид азота (N2O), гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы (SF6). Из них в процессе сжигания органического топлива образуются только CO2, CH4 и N2O. В данном протоколе также были определены конкретные величины сокращения выбросов для каждой страны, входящей в приложение B (в него включены промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой). Рост концентрации парниковых газов в атмосфере связывают в первую очередь с использованием ископаемого топлива – угля, нефти и газа. Однако научная обоснованность этой теории в настоящее время все чаще вызывает сомнения климатологов, равно как и меры по предотвращению парникового эффекта, предусматриваемые Киотским протоколом.
Воздушные рынки
«Рамочная конвенция об изменении климата» (РКИК) разработана ООН в 1992 году. Цель – смягчение отрицательных последствий изменения климата. В 1997 году в городе Киото был принят протокол, как мера, ужесточающая положения рамочной конвенции. Протокол определяет допустимые квоты выбросов для стран-участниц и предлагает им три способа выполнения своих обязательств:
- Механизм чистого развития – позволяет странам, не вошедшим в приложение I к рамочной конвенции, сокращать выбросы за счет стран, присоединившихся к ней. Квоты достаются инвесторам.
- Совместное осуществление – развитые страны, вошедшие в приложение I, сокращают выбросы парниковых газов в менее развитых странах. Квоты можно делить пополам.
- Международная торговля квотами. Разрешена только для стран-участниц приложения I. Страны могут выставлять на продажу неиспользованные квоты.
К настоящему времени протокол подписали 185 государств, включая все промышленно развитые страны, кроме США. Из них 75 государств (в том числе Казахстан) ратифицировали протокол I. Индия и Китай, входящие в пятерку стран с наибольшим объемом эмиссий парниковых газов, протокол не ратифицировали. Дело в том, что и Штаты, и Индия, и Китай в целях сокращения эмиссий парниковых газов будут вынуждены значительно сократить объемы своих производств, что негативно скажется на состоянии экономик этих стран.