Ежегодно в Северо-Западном регионе РФ, по данным Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга, образуется до 16 тыс. тонн промышленных полимерных отходов и до 210 тыс. тонн бытовых полимерных отходов. В Петербурге эти показатели составляют около 6 тыс. тонн и 140 тыс. тонн соответственно.
При этом даже о самом термине «биоразлагаемая упаковка» большинству россиян пока не приходилось слышать. Экологическим аспектам культа потребления, пришедшего из стран с развитой рыночной экономикой, в России до сих пор не придают большого значения. А ведь лет 20 назад даже самые обыкновенные полиэтиленовые пакеты многие после использования не выбрасывали, а стирали, сушили и снова ставили на службу домашнему хозяйству.
По различным оценкам, до 40% объема бытовых и промышленных отходов сегодня составляет полимерная продукция. Полиэтиленовые сумки, пластиковая посуда и другие вещи, созданные зачастую для того, чтобы быть использованными один раз, в естественных условиях не разлагаются и за сотню лет. Переработке для вторичного использования полимеры поддаются далеко не всегда, а при сжигании выделяют смертельно опасные вещества. Как избавиться от «полимерной угрозы» – пожалуй, один из основных экологических вопросов современности.
Перспективные биополимеры
В качестве одного из вариантов решения проблемы в США и Европе предложили использование полимеров, способных быстро (за несколько месяцев) разлагаться на безопасные для окружающей среды вещества. Наиболее перспективными считаются технологии получения гидроразлагаемых и оксоразлагаемых пластиков.
Гидроразлагаемые пластики получают направленным синтезом биодеградируемых пластических масс, пластифицированных смесей растительных полисахаридов – полиэфиров гликолевой, валериановой, молочной и ряда других кислот, крахмала. Это очень сложная и затратная технология, которая, однако, позволяет добиваться неплохих результатов. Другое направление – производство оксоразлагаемых полимеров, то есть пластмасс, модифицированных специальными добавками, действие которых основано на процессе окисления полимерного материала под действием внешних факторов окружающей среды до низкомолекулярных соединений, которые в дальнейшем распадаются на углекислый газ, воду и биомассу.
Также широко используют композитные материалы, сочетающие в себе как природные, так и синтетические компоненты. Дело в том, что полимеры, изготовленные из растительных материалов, имеют ряд существенных недостатков. Например, боятся воздействия воды, от контакта с которой во многом теряют потребительские качества. В процессе их биоразложения в больших количествах выделяется газ метан, что идет вразрез с представлением о биоразлагаемой упаковке как об экологичном продукте. Да и разлагаются они подчас не полностью – быстро разрушаются только растительные компоненты изделий. Самый популярный композит – полилактид, который получают путем переработки молочной кислоты.
В общей сложности в мире насчитывается порядка ста видов различных биоразлагаемых полимеров. С каждым годом изделия из них становятся все более популярными и востребованными. В развитых странах усилия маркетологов, продвигающих товары в экологичной биоразлагаемой упаковке, приносят хорошие результаты.
Как правило, биоразлагаемая упаковка предназначается для расфасовки натуральных продуктов, салатов, деликатесов. Ведущие торговые сети с каждым годом все активнее поддерживают подобные «зеленые» начинания. Эксперты японской корпорации Toyota прогнозируют, что объем рынка биоразлагаемых пластиков к 2020 году составит около 38 млрд долларов. Компания, известная прежде всего как автопроизводитель, собирается осваивать этот перспективный рынок. Она даже разработала проект завода по производству полилактида мощностью 1 тыс. тонн ежегодно.
Попасть бы в сети…
В России отрасль производства и продажи биоразлагаемой упаковки находится в начальной стадии. Лишь небольшое количество производственных фирм, специализирующихся на изготовлении упаковочных материалов, предлагают биоразлагаемые полимерные изделия. Хотя перспективы участники рынка оценивают как хорошие и строят масштабные планы по его освоению.
В Петербурге наиболее активную деятельность по выведению на рынок биоразлагаемой упаковки развернула компания «ЕвроБалт». В месяц она выпускает около 150 тонн продукции, приблизительно 20% которой – биоразлагаемая пленка. Для производства такой пленки «ЕвроБалт» закупает в Великобритании добавку d2w, то есть идет по пути производства оксоразлагаемых полимеров, о котором говорилось выше. Эта добавка наделяет продукцию способностью разлагаться на безопасные для природы компоненты за полтора года.
Кроме хозяйственных пакетов, ничем не отличающихся по внешнему виду от своих традиционных собратьев, «ЕвроБалт» выпускает биоразлагаемые мешки для мусора и маленькие пакеты для овощей, фруктов и хлеба. Параллельно с решением вопросов расширения производства руководство компании прилагает большие усилия к тому, чтобы популяризировать идею использования биоразлагаемых пакетов. «Стремимся к активным действиям. Плотно общаемся с властью, другими заинтересованными сторонами, например с Комитетом по природопользованию и другими профильными комитетами, – говорит генеральный директор „ЕвроБалта“ Александр Минин. – Работаем в сфере законодательных инициатив, чтобы на местном уровне принять нормативные акты, которые стимулировали бы применение биоразлагаемой упаковки. Организуем круглые столы с производителями упаковки и торговыми сетями, чтобы объяснить преимущества ее производства и использования.
Александр Минин предлагает организовать совместную продажу в сетевых магазинах обычных пакетов и биоразлагаемых, которые стоят на 15-20% дороже. Точки продаж таких пакетов он предлагает сопровождать информационным материалом, чтобы покупатели могли сделать осознанный выбор. Минин уверен в успехе этого проекта, но только при одном условии – если сетевики будут действительно заинтересованы в продаже экологической упаковки.
В остальном популяризации биоразлагаемых пакетов ничего не мешает. С сертификацией продукции, как утверждает Минин, все в порядке – ее образцы периодически отправляют в Лондон, на родину добавки d2w, для получения заключений о соответствии необходимым требованиям. Качество продукции подтверждают и в Москве в НПО «Пластик», располагающем единственной в России лабораторией для ускоренного изучения полиэтилена. Есть у «ЕвроБалта» и документы Ростеста – сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение.
В планах «ЕвроБалта» на ближайшее будущее – создание ко второму полугодию 2010 года собственного производства добавки, наделяющей продукцию компании способностью к биоразложению. При этом стоимость необходимого оборудования Александр Минин оценивает в 0,7-1 млн евро.
Мнения есть разные
Отношение отечественных предприятий сетевой торговли к биоразлагаемым пакетам предсказать сложно. Сетевики предпочитают осторожно присматриваться к новинке, взвешивая плюсы и минусы продажи такого товара. «Я думаю, что многие компании будут переходить на использование биоразлагаемых пакетов, – говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли, глава X5 Retail Group Лев Хасис. – Вряд ли эти пакеты будут бесплатными, они будут стоить каких-то денег, которые покроют по крайней мере себестоимость их производства. Но это тоже небольшие суммы и вполне по карману людям».
Экологи идею широкого применения биоразлагаемых пакетов полностью поддерживают. «В магазинах каждый товар во что-нибудь упакован. И упаковку используют один раз – грубо говоря, для доставки от фабрики до магазина. Заменять полиэтиленовые пакеты на бумажные не имеет смысла с точки зрения экологии: производство бумаги наносит большой урон природе. Даже вторичное использование бумаги приносит вред, например загрязняется вода. Единственный выход – делать саморазрушающуюся упаковку», – считает председатель петербургского отделения Международного Зеленого Креста Юрий Шевчук.
Противники идеи повсеместного использования биоразлагаемых пакетов нашлись среди профессионалов переработки отходов и использования вторсырья. Собственно, против такой упаковки они ничего не имеют, но опасаются, что отечественная система обращения с отходами не готова иметь дело с биоразлагаемыми полимерами. Нет технических регламентов, которые регулировали бы вопросы их утилизации. Пакеты разлагаются далеко не сразу и вполне могут попадать в общую массу обыкновенного полимерного мусора, идущего на переработку. И без проведения серьезных научных исследований пока неясно, как их способность к саморазложению может в конечном счете повлиять на качество изготавливаемых из вторичного сырья изделий в плане потребительских свойств и безопасности для здоровья.
Санкт-Петербург