Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Электрическое напряжение


В самой крупной европейской автомобильной выставке в этом году приняло участие свыше 700 компаний из 30 стран мира, состоялось более 30 мировых премьер. Но одновременно нынешний франкфуртский автосалон понес и потери — от участия в нем в целях экономии в кризис отказался ряд крупнейших японских компаний: Nissan, Mitsubishi, Honda. Несмотря на драматичное падение автомобильных рынков в большинстве стран, приехавшие в Германию участники смотра старались не терять оптимизма. «В хорошие времена кажется, что так будет продолжаться вечно, в плохие — то же самое. Но на самом деле это не всегда так, — философски замечает в интервью “Эксперту” Майк О’Дрисколл, управляющий директор компании Jaguar Cars. — Мы считаем, что уже в ближайшие два-три года падение продаж прекратится, рынок восстановит свои докризисные объемы». Тему продолжает Фил Попфэм, генеральный директор Land Rover: «Я работаю в автомобильной индустрии 21 год и не видел такого драматического падения рынков. Но мы смотрим на долгосрочную перспективу. Через несколько лет рынок обязательно восстановится и продолжит развитие».

1

Свои рецепты лекарства от депрессии на выставке старались предложить все участники. Самым действенным из них, пожалуй, в обозримом будущем должно стать развитие автомобилей на альтернативных энергоносителях. Прежде всего — на электричестве. Уже серийные, готовые к производству модели электромобилей на своих стендах показали практически все крупные мировые автопроизводители. По смелым прогнозам, к 2020 году электромобили могут занимать до 30% европейского рынка. Сдержанные предсказания говорят о том, что на этот вид легкового транспорта будет приходиться как минимум 10% процентов продаж.

Подключись к розетке

Электромобили уже сейчас подразделяются на два основных типа. Первый — простые электромобили, в которых установлен только электрический мотор (Plug-in Vehicle). По своей сути это небольшие компактные городские машинки, на которых удобно, в первую очередь передвигаться на короткие расстояния в загруженных мегаполисах. Одной зарядки электробатареи хватит на 100–130 километров езды. Подзаряжать машины можно будет от обычной электророзетки. В среднем на это потребуется три-пять часов, но уже есть технологии, позволяющие заряжать батареи электромобиля всего за 30 минут. Мощность двигателей таких машин достигает эквивалента в 70–90 л. с., этого достаточно, чтобы развивать максимальную скорость в 130–140 километров в час.

2

Большое число франкфуртских премьер относится к данному типу электромобилей. Среди них новые Peugeot iOn, Volkswagen E-Up!, Toyota iQ city car, Renault Fluence Z.E., Hyundai i10 Electric и др. Все они будут запущены в массовое производство в течение ближайших года-двух.

Более универсальным, вместительным и комфортным является другой стремительно развивающийся тип электромобилей — так называемые гибридные машины. Эти модели в своей работе используют одновременно и электромотор, и двигатель внутреннего сгорания. Следует отметить, что гибридные автомобили уже несколько лет широко реализуются во всем мире (гибриды Lexus, например, официально продаются и в России). Но в тех моделях, которые получили распространение, все же основным является двигатель внутреннего сгорания, а электромотор — лишь вспомогательное средство передвижения. Во Франкфурте же активно говорили о новом типе гибридных машин — так называемом Full Hybrid Vehicle (полногибридном автомобиле). Здесь доминирует электромотор, а двигатель внутреннего сгорания играет вспомогательную роль. Основное время такая машина ездит исключительно на электромоторе, а если заряда батарей не хватит, то включается двигатель внутреннего сгорания — машина едет на нем, пока не зарядятся батареи для электромотора.

Главное преимущество гибридных автомобилей — существенно более длительный пробег без подзарядки. Гибрид, как и электромобиль, заряжается от розетки, но при необходимости можно ездить, просто доливая моторное топливо, которого, соответственно, расходуется в разы меньше, чем на обычных машинах.

3

Франкфуртские стенды пестрели гибридами нового типа: от сверхэкономичных (например, гибридный концепт Volkswagen L1, потребляющий всего один литр на 100 километров) до роскошных, таких как Mercedes-Benz S-Klasse Plug-in-Hybrid, расходующий три литра топлива на 100 километров, зато обеспечивающий комфорт не хуже, чем обычные машины представительского класса. Другими громкими гибридными новинками стали Peugeot 3008 HYbrid4, BMW ActiveHybrid 7, BMW ActiveHybrid X6, Porsche Cayenne Hybrid, Kia Sorento Hybrid, Lexus LF-Ch.

Некоторые модели были представлены в ранге концепт-каров, то есть еще не готовых к массовому серийному производству. К числу же наиболее показательных гибридных машин нового поколения, которые вот-вот пойдут в продажу, относится модель Opel Ampera. На автосалоне было объявлено, что продажи этой машины намечены на 2011 год. На одном электромоторе Ampera сможет ехать порядка 60 километров, а позже, если автомобиль не удастся подзарядить от электросети, к делу подключится небольшой трехцилиндровый мотор на традиционном топливе. Представители марки Opel заявили на выставке, что в первый год рассчитывают продать порядка 10 тыс. моделей Ampera.

С одной стороны, эксплуатация электромобилей будет обходиться существенно дешевле (учитывая европейские расценки на электричество, стоимость зарядки электромотора окажется как минимум в семь раз ниже, чем расходы на традиционное автомобильное топливо). Но, с другой стороны, гибридные и электромобили сами по себе будут дороже процентов на 20–30, прежде всего из-за дорогих пока аккумуляторных батарей, и это, как ожидается, станет основным сдерживающим фактором продаж. «Да, гибридные и электрические модели будут существенно дороже обычных машин, — соглашается Фолкер Брин, директор по маркетингу германского рынка марки Opel. — Однако с увеличением объемов производства будет падать и цена этих машин. Кроме того, мы рассчитываем на государственную поддержку покупателей электромобилей. Например, в Германии обсуждается возможность такой компенсации размером до пяти тысяч евро».

4

«Citroen в 2010 году начнет продажу серийной модели полностью электрического автомобиля, и мы считаем, что такие электромобили будут востребованы и займут свою потребительскую нишу, — говорит Фредерик Банзе, генеральный директор компании Citroen. — Очевидно, что электромобилями будет выгодно и удобно пользоваться, например, компаниям, которые ведут мелкий бизнес в городе: развозят почту, доставляют пиццу и другие товары. Хотя, конечно, пока большой недостаток таких машин — ограниченные расстояния, на которые они способны передвигаться».

Помимо высокой цены распространение электромобилей сдерживает и недостаточно развитая инфраструктура поддержки данного вида транспорта. Это понимают все автопроизводители, которые сделали на выставке ряд громких заявлений о конкретных шагах по изменению ситуации в ближайшее время. Например, на стенде Renault генеральный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон сообщил, что его компания с рядом партнеров начинает развивать во Франции (в дальнейшем этот опыт предполагается распространить и на другие европейские страны) сеть электрических зарядных станций. Они будут расположены на автопарковках, так что владельцы электромобилей смогут без труда подключиться к электросети. Такие заправочные электроколонки будут при подключении автоматически идентифицировать пользователя и высылать на его счет стоимость потраченного на подзарядку электричества.

Ряд участников выставки предложили еще одно интересное решение: батареи в электромобилях можно не подзаряжать, а менять — как батарейки в бытовых приборах. Автовладелец подъезжает на специальную станцию, к его машине снизу подкатывается съемник, который за три минуты вынимает из электромобиля разряженный аккумулятор и вставляет новый. На выставке было объявлено, что большая партия подобного оборудования уже заказана, например, в Израиле.

Найти свою нишу

5

И все же пока электромобили — это дело будущего. А настоящее у автомобильного рынка Европы довольно тревожное. Участники автосалона, в частности, выражали обеспокоенность в связи с ожидаемым падением продаж в ряде европейских стран, после того, как там будут свернуты известные государственные программы поддержки. «После сворачивания государственных мер поддержки рынок однозначно упадет, весь вопрос в том, насколько сильно, — констатирует Фолкер Брин из Opel. — Если этот год рынок Германии закончит с показателем примерно 3,6 миллиона автомобилей, то в следующем году мы ожидаем падения до 2,6–2,9 миллиона. Но в любом случае государственные меры оказались очень своевременными, они поддержали авторынок в самый сложный период кризиса». Мнение о дальнейшем падении мирового рынка разделяет Джефф Гайтон, президент Mazda Motor Europe: «Мы считаем, что если в этом году авторынок Западной Европы покажет результат в 15 миллионов автомобилей, то в следующем году будет падение примерно на 15 процентов, до 13 миллионов. Но отрадно то, что падение хотя бы замедляется и стабилизация рынка уже близка».

Корректировать маркетинговую стратегию в связи с сокращением продаж вынуждены все автопроизводители. Многие пытаются найти дополнительные, пусть узкие, но востребованные ниши автомобильного рынка. Например, марка SEAT представила интересную новую модель Ibiza Sport Tourer — автомобиль в кузове универсал, который практичен с точки зрения перевозки объемного багажа и в то же время обладает спортивным характером. «Новая модель очень подойдет, например, молодой семье, — отмечает Александр Иванов, генеральный директор компании “Иберия Мотор Рус”, импортера автомобилей SEAT в Россию. — Эта модель опровергает представления об универсалах как о спокойных и часто неповоротливых машинах. Владелец Ibiza Sport Tourer может одновременно уместить в нее много вещей и получить удовольствие от быстрой, управляемой езды».

6

Также в новой нише сверхкомпактных внедорожников собирается отвоевать для себя место BMW — компания представила самый маленький свой внедорожник BMW X1. Свежая струя в сегменте семейных автомобилей — новый вместительный семиместный универсал Peugeot 5008 и компактный мини-вэн Kia Venga. Свои амбиции в нише сверхкомпактных городских автомобилей продемонстрировали корейцы, в частности, с новой городской моделью Hyundai i20. Новое слово в секторе спортивных купе — стильная модель Audi A5 Sportback.

В этом году на выставке было немало и концепт-каров, отражающих видение автопроизводителей на более отдаленную перспективу. Например, Mazda представила красивый концепт-кар Mazda MX-5 Superlight. «Сейчас люди думают об экономии, и спросом пользуются более доступные машины, — говорит Джефф Гайтон из Mazda. — Но так будет не всегда. Экономическое равновесие вернется, и обязательно будут востребованы стильные и красивые автомобили, позволяющие получить удовольствие от быстрой езды. Мы должны быть готовы к таким временам и вовремя предложить что-то оригинальное».

7

Довольно много говорилось на автосалоне о российском автомобильном рынке. Собственно российских автопроизводителей на выставке не было — если не считать изготовителей первого российского суперкара Marussia. Во Франкфурте был представлен прототип этой мелкосерийной модели в новом кузове (В2). По словам руководителя проекта, гонщика и актера Николая Фоменко, на русский суперкар стоимостью 100 тыс. евро уже есть несколько десятков заказов из Европы. Однако больше о России говорили как об уже почти состоявшемся крупном инвесторе марки Opel. В частности, на открытии стенда Opel в первом ряду сидел глава Сбербанка Герман Греф. Днем ранее на пресс-конференции представителями компании Magna было объявлено, что в России точно будет собираться новая модель Opel Astra, официальная премьера которой состоялась на автосалоне.

Об активизации своей работы на российском рынке заявляли многие другие участники выставки. «Сейчас Россия для нас имеет особое значение наряду с другими странами с развивающейся экономикой, такими как Бразилия, Индия, Китай, — говорит Фил Попфэм из Land Rover. — В течение ближайших шести месяцев мы намерены открыть дополнительные дилерские центры и представительства нашей марки в ряде крупных городов России». Не утратила интереса к России и компания Peugeot. «Несмотря на кризис, мы сохраняем планы строительства своего завода в Калуге, — подтвердил в интервью “Эксперту” Жан-Марк Галес, президент Peugeot. — Завод рассчитан на выпуск более 100 тысяч автомобилей в год, и мы по-прежнему расцениваем российский рынок как один из самых перспективных в Европе».

8

Вопреки распространенному скептическому взгляду на перспективы продаж в России экологически чистых электромобилей на выставке звучали мнения, что подобные машины наряду с Европой будут популярны и у нас. «Российский рынок с опозданием, но все же подхватывает основные мировые тенденции. Это относится и к электромобилям, — считает Александр Иванов из SEAT. — В Москве уже осознают, что пробки и вредные выбросы наносят огромный ущерб, а столичные чиновники все больше говорят о развитии экологически чистого транспорта. Поэтому вполне возможно, что через несколько лет в крупных российских городах будет развиваться инфраструктура для электромобилей и такой вид транспорта станет пользоваться возрастающим спросом».

Некоторые автопроизводители говорили и о перспективах выпуска электромобилей в России. «Мы не исключаем возможности начать производство на нашем заводе в России сверхсовременных электромобилей, — отметил в интервью “Эксперту” Жан-Марк Галес из Peugeot. — Но это станет возможным, если мы увидим, что российские власти будут поддерживать и стимулировать продажи такого экологически чистого транспорта».

Франкфурт—Москва