Всновидении мэра, как он сам рассказал, мусор носился в воде, при этом металл и стекло оседали внизу, полимеры всплывали, а «бумага и тряпье болтались где-то в середине».
— Ему приснился метод механической гидросепарации, который применяется в ряде стран, но приснился не полностью, — растолковал «РР» руководитель токсической программы Гринписа Алексей Киселев. — При этом методе бумага из мусора выдувается воздухом, стекло извлекается методом грохочения через отверстия разных размеров. Отдельно идет сортировка опасных отходов вроде ртутных ламп. А оставшийся мусор сортируется водой. То есть тренд приснился верно, а инженерное исполнение — не до конца. Наверное, разбудили.
Решение о строительстве шести мусоросжигательных заводов было принято московским правительством несколько лет назад и вызвало резкие протесты горожан. Противники заводов, в частности, говорили, что их выбросы увеличивают вероятность заболеть раком для тех, кто живет рядом.
Теперь вместо них московские власти намерены построить десять-одиннадцать заводов по гидросепарации. Это вслед за мэром подтвердил его первый заместитель Петр Бирюков. Но в планах чиновников не хватает важных деталей. Так, ничего не приснилось мэру про раздельный сбор отходов, который обязательно используется в тех странах, где мусор сортируют гидросепарацией. Не дошло в этом сне и до законодательства, которое стимулирует раздельный сбор. И уж тем более до первопричины всех бед — увеличения количества мусора. Остается надеяться, что это был только первый сон, а главные прозрения, по Чернышевскому, приходят в четвертом.
— Пока у нас идет рост отходов, любой самый современный метод неэффективен, потому что все равно нужны новые мощности, — говорит глава Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов. — Наша задача — не бороться с отходами, а не дать материалу стать отходом. Об этом московские власти пока не думают. Хотя в целом идея Лужкова прогрессивна, ее можно поддержать. Если только после выборов нам не скажут: «Ребята, мы тут выспались и теперь опять будем сжигать».
Того, что идея с заводами — лишь агитационный ход накануне выборов в Мосгордуму, боятся и другие защитники московской экологии. Ведь, несмотря на выступление Лужкова, приказа об отмене строительства мусоросжигательных заводов до сих пор никто не видел.
— Как-то все это очень непродуманно. Или, наоборот, очень продуманно… — рассуждает активист движения «За чистый воздух в Ясеневе» Ольга Павлова. — Будут строить завод по гидросепарации — можно под шумок построить мусоросжигательный заводик рядышком, все равно ведь строительство идет.
…Увидев сон, Юрий Лужков подумал, что это — новое изобретение. Но после проверки с некоторым сожалением признал, что «этот способ уже используется в Израиле и Австралии». Так что запатентовать изобретение не судьба. Ну да не страшно, у Юрия Михайловича патентов и без того хватает: два на расстегай, два на пирожок печеный полуоткрытый, два на кулебяку и по одному на улей и МКАД.