Знакомый похвастался: «Вот, купил обои немецкие, дышащие, экологически чистые». Он затеял ремонт и решил, что все должно быть не только красиво, но и безопасно для здоровья.
Спустя неделю мы снова встретились, и он пожаловался на то, какая морока с новенькими иномарками. Он все думал, почему так много бензина расходуется. Оказалось, дело в фильтре, который буржуи установили. Толку от него никакого, а засорившись, он повышает расход топлива. Сначала знакомый хотел фильтр почистить или заменить, но узнав, во сколько это обойдется, потерял дар речи и лишь махнул рукой. Кулибины из автосервиса быстро его проблему решили. «Теперь другое дело», – довольно улыбнулся знакомый, кивая на счетчик расхода горючего.
Если кто не в курсе, то буржуйский фильтр – вовсе не результат коварного сговора зарубежных автопроизводителей с отечественными нефтеперерабатывающими компаниями. Это попытка сократить поступление в окружающую среду вредных веществ, содержащихся в автомобильных выхлопах. Европейское законодательство требует, чтобы фильтры стояли на всех без исключения автомобилях. Требует этого и отечественное Федеральное агентство по техрегулированию. На таможне и при прохождении техосмотра наличие этих фильтров проверяют в обязательном порядке. Но вот проблема: забитые фильтры действительно повышают расход бензина, поэтому их надо регулярно менять, а это (мой знакомый потерял дар речи не зря) дорого. Поэтому дешевле забитый фильтр или пробить, или вообще снять – все мы знаем, что ТО у нас иногда можно пройти даже без предъявления машины.
В общем и целом знакомый повел себя странно: с одной стороны, об экологии он позаботился – купил экологически чистые отделочные материалы, с другой – откровенно на нее наплевал – вовсю чадит неотфильтрованными выхлопами. И это на фоне того, что с воздухом в Петербурге и так непорядок: количество вредных выбросов в атмосферу с каждым годом растет, и львиная их доля приходится на личные транспортные средства. Растут и показатели онкологических заболеваний. Выводы, как говорится, делайте сами.
На самом деле противоречия в таком поведении нет. Вернее, оно есть, но легко объясняется. Мой знакомый, как и подавляющее большинство россиян (возьму на себя смелость возвыситься до обобщений), воспринимает экологию на сугубо индивидуальном уровне. Более того, на уровне товаров и услуг. Глобальное потепление, загрязнение атмосферы, обмеление рек для наших соотечественников (да и, будем смотреть правде в глаза, для нас самих) являются такими же абстрактными явлениями, как элементарные частицы. Это что-то из голливудского блокбастера, из телевизора, не из жизни. А вот экологически чистые материалы, продукты питания, мебель, отдых – это понятно, потому что близко. Это можно пощупать и похвастаться этим перед знакомыми.
Получается, что, используя экологию в качестве маркетингового инструмента, коммерсанты одновременно занимаются экологическим просвещением, воспитанием населения. Этим же вроде занимаются и чиновники – об экологии на разных уровнях власти последнее время говорится сравнительно много. Только когда у нас население прислушивалось к подобным разговорам? От чиновников ждут одного – стабильности. А сейчас – еще и окончательной победы над кризисом.
К экологам тоже мало прислушиваются, но уже по другой причине. Они говорят в основном об экологической проблематике, то есть о тех же самых абстракциях, народу же требуется конкретика. И что может быть конкретнее, чем выложенный на витрине товар? Вот и получается, что на сегодняшний день витрина в нашей стране – лучший экологический учебник. Ничто иное – ни речи чиновников, ни призывы экологов – не может сравниться с ним по широте охвата аудитории и эффективности воздействия.
Здесь возникает радужная перспектива: постигнув таким образом некие экологические азы, граждане в итоге перейдут от частного к общему, от индивидуального к социальному. В конце концов они задумаются и о загрязнении атмосферы, и о глобальном потеплении, и о своей роли во всех этих напастях. Но вряд ли такое счастье нас ожидает. Потому что предел экологической ответственности определяется уровнем дохода. Это я о пресловутом фильтре. На дышащие обои моему знакомому денег хватило, на замену фильтра – нет. Будь он посостоятельнее, махнул бы рукой в ином смысле: меняйте!
Да, состоятельные граждане более экологически ответственны, но не потому, что прониклись или осознали, а потому, что имеют лишние деньги. Если бы они появились у всех, воздух стал бы заметно чище. Хотя бы воздух. Об ином речи пока не идет. Только вряд ли лишние деньги у всех появятся в ближайшем будущем. Разве что в далеком. Значит, туда же надо перенести и экологическое благополучие в нашей стране. Не хочется?
В таком случае требуется заменить витрину другим учебником – сделать так, чтобы граждане перестали воспринимать экологию исключительно на уровне товаров и услуг. Каким образом? Сделать речи более проникновенными, а призывы – более пламенными? Даже если это получится, все равно толку будет мало. Увещевания тоже не помогут. Поможет опять же выраженная в денежных единицах конкретика. Имеются в виду штрафы. Крупные штрафы за снятые фильтры (предчувствую недовольство автовладельцев), за замусоренные леса и прочие нарушения неписаного экологического кодекса. Об этом должно позаботиться государство, на которое, по одному из последних опросов ВЦИОМ, ответственность за текущую экологическую ситуацию возлагают 34% россиян. И когда же оно об этом позаботится, когда осуществит ряд не таких уж сложных мер? Не знаю, как вам, но мне почему-то кажется, что тоже в каком-то далеком и светлом будущем, когда у всех будут лишние деньги. Право слово, ну почему у нас все решается как-то через… кошелек?