Японский производитель автомобилей Nissan заявил, что недавно анонсированный им электромобиль Leaf будет продаваться сразу в четырех странах Европы. Эта машина была заявлена компанией как первый массовый автомобиль с нулевым выбросом углекислого газа. Предварительные заказы можно будет делать с 1 июля 2010 года.
Поставки автомобилей по предзаказам начнут осуществляться в декабре 2010 года. Первыми Leaf получат португальцы и голландцы. Граждане Великобритании и Ирландии начнут получать их с февраля 2011 года. К этому моменту заказывать машины смогут жители большинства стран ЕС. «Наша компания намерена занять в будущем лидирующие позиции на авторынке, и для этого мы запускаем первый массовый электромобиль по приемлемой для большинства потребителей цене, – говорит старший вице-президент по продажам и маркетингу Nissan Симон Томас. – Это будет автомобиль, работающий исключительно на электрической тяге. Его использование будет достаточно экономичным для того, чтобы его было удобно использовать для ежедневного перемещения».
В Португалии и Ирландии машина будет продаваться по цене 29 995 евро, в Голландии – за 32 839 евро, в Великобритании – за 23 350 фунтов стерлингов (27 338 евро по текущему курсу). Европейские власти приветствуют экологически чистые авто и готовы постепенно компенсировать часть затрат потребителям: в зависимости от срока эксплуатации электрокара его владелец может рассчитывать на компенсацию от правительства в размере 6-19 тыс. евро. Это обстоятельство делает Nissan Leaf выгодным предложением, отмечают эксперты. Будут и другие льготы. Например, правительство Великобритании избавит владельцев новых машин от акцизного налога и налога на покупку авто, в Нидерландах электрокары освободят от дорожного налога, в Ирландии – от налога на регистрацию, в Испании – также от транспортной подати.
В Японии Leaf появится в декабре по цене 25,5 тыс. евро. За эти деньги потребитель получит классический пятиместный хэтчбек голь-класса. Leaf на одном заряде батареи будет способен проехать до 160 километров. Что еще более важно, аккумулятор автомобиля будет быстро заряжаться: всего за 30 минут зарядка будет достигать уровня в 80%. Машина будет и достаточно шустрой – она способна развивать скорость до 140 км/ч. Мощность электромотора – 109 лошадиных сил. Оснащаться он будет литий-ионными батареями, срок службы которых рассчитан на пять-десять лет.
Производитель заявляет, что после шести лет эксплуатации электрокара при пробеге 1000 километров в месяц экономия в сравнении с использованием обычной бензиновой машины в Японии будет составлять 5,1 тыс. евро. Стоит отметить, что литр бензина в Стране Восходящего солнца стоит 1,6 доллара: в той же России или США экономия окажется не столь существенной. К тому же неясно, сколько для электрокаров будут стоить «расходники» вроде моторного масла, сами батареи и т. д. Nissan все же настроен оптимистично и к марту 2011 года рассчитывает продать 6 тыс. таких авто. В дальнейшем объем выпуска этих машин должен составить до 150 тыс. штук ежегодно. В одних только Соединеннных Штатах планируется продавать по 25 тыс. Leaf в год. В этой стране автомобиль будет необычайно дешев: стартовая цена в автосалонах составит 32 780 долларов. 7500 долларов из этой суммы готовы будут вернуть федеральные власти страны сразу после покупки.
Известно, что на разработку и рекламную кампанию авто в продажу автоконцерн вознамерился потратить 1,4 млрд долларов. Всего же в электрокары Nissan совместно с Renault уже инвестировал 4 млрд евро. Альянс выпустит до восьми моделей электрокаров в ближайшие годы. Они будут продаваться под брендами Nissan, Renault и Infiniti. Так что планы на этот рынок действительно наполеоновские. Вынашивает подобные амбиции и японская Mitsubishi Motor: ее спортивный электрокар i-MIEV будет продаваться в Германии по цене 48 тыс. евро. Renault выпустит сразу две модели – Fluence ZE и Kangoo ZE. Планируемый объем продаж – 100 тыс. до 2016 года. Ford к концу 2011 года собирается выпустить сразу четыре электрокара, General Motors – два.
Сейчас в Европе массово продаются так называемые «гибриды»: автомобили на бензиновой или дизельной тяге, у которых двигатель за счет подключения дополнительного электромотора экономит топливо. Toyota Prius, например, является самым продаваемым автомобилем подобного типа в Европе и стоит в Германии 25 450 евро. Уникальность этого «гибрида» в том, что он «кушает» по городу лишь 3-4 литра нефтепродуктов. Собственно, именно продажи Prius сделали Toyota Motors крупнейшим производителем в мире экологически чистых авто. Эта же машина – самая продаваемая в Японии. Ее успех объясняется не только экономичностью, но и ценой: в Японии автомобиль стоит менее 20 тыс. долларов. Renault-Nissan планирует эти лавры у нее отобрать, заявил директор совместного предприятия Карлос Гон. В целом, однако, емкость этого рынка очень незначительна: по данным Deloitte Consulting, в США лишь 3% автопарка является гибридами. Эксперты Hybridcars.com говорят, что в апреле 2010 года в Соединенных Штатах было продано 23 654 гибрида, что на 8,4% больше показателей апреля-2009. Всего за прошлый месяц здесь было продано свыше 980 тыс. авто.
По мнению экспертов, развитие электрокаров будет серьезно зависеть также от наличия инфраструктуры. Ведь, допустим, у вас есть возможность заряжать своей авто в собственном гараже – но в этом случае на Leaf нельзя отъезжать далее чем на 80 километров: иначе на обратный путь не хватит заряда. Пока много непонятного и с массовым строительством электрозаправочных станций. Этому есть причины – спрос на общественные электрозарядки высоким не будет еще долго ввиду слабой популярности таких машин, да и «заправляться» будут главным образом дома. Еще одна очевидная причина слабого развития этих машин – дороговизна и значительный вес аккумуляторов. Один киловатт-час емкости обходится на данный момент примерно в 1000-1500 долларов, а весит батарея в Leaf 250 кг. Стоит она примерно две трети всего авто. Еще одна проблема с батареями – мощности заводов по их производству. Если производить электрокары тиражом десятки-сотни тысяч машин, то придется расширять производственные мощности заводов, а это дополнительные траты. Себестоимость электрокаров от этого только увеличивается.