Вчера британская нефтяная компания British Petroleum признала свою «полную ответственность» за все работы по очистке южного побережья США от 1000 тонн нефти, которые попали в прибрежные воды в результате взрыва на платформе Deepwater Horizon («Глубоководный горизонт») 20 апреля. Проблема заключается в том, что авария до сих не ликвидирована: утечка нефти продолжается, что угрожает распространению нефтяного пятна по тысячам километров побережья от Луизианы от Флориды.
«Несмотря на некоторую риторику, мы установили очень тесные рабочие отношения с федеральными властями. Понятно, что мы работаем вместе», — подчеркнул президент ВР Тони Хейуорд. Хотя он отметил, что вина за аварию лежит не на его компании, а на компании-субконтракторе, глава британского концерна подтвердил, что ВР возьмет на себя все расходы по предотвращению распространения нефтяного пятна, а также по очистке загрязненного побережья.
Буровая платформа Deepwater Horizon была запущена в 2001 году и принадлежала компании TransОcean, которая, в свою очередь, сдала ее в аренду ВР до 2013 года. Платформа использовалась для разведки и разработки нефти на больших глубинах в Мексиканском заливе. В сентябре 2009 года с платформы была пробурена самая глубокая в мире вертикальная нефтегазовая скважина. Ее глубина достигла 10,7 км, из которых первые 1,3 км пришлось на толщу океанской воды.
20 апреля на платформе произошел взрыв (причины которого до сих пор не установлены), за которым последовал пожар. В результате 11 человек обслуживающего персонала оказались пропавшими без вести (считается, что они погибли); 17 раненых удалось доставить в больницы в Алабаме. Еще 98 сотрудников смогли безопасно эвакуировать с платформы, которая затонула 22 апреля в районе Мексиканского залива с глубинами 1,2–1,5 км.
Так как платформа действовала в режиме разведки (а не полноценной добычи), то ее основание не было забетонировано. В результате аварии нефть стала поступать из-за разрыва в скважине на глубине около 1,5 км. По первоначальным оценкам ВР, каждые сутки в воды Мексиканского залива поступало около 1 тыс. баррелей (136 тонн) нефти. В последние дни эта цифра была повышена до 5 тыс. баррелей (680 тонн) нефти ежесуточно. Независимые оценки, которые упоминаются в американской прессе, отмечают, что из скважины поступает от 5 тыс. до 10 тыс. баррелей (680–1360 тонн) нефти каждые сутки.
Так как нефть легче воды, то она поднимается на поверхность океана, образуя пятно из тонкой нефтяной пленки, распространяющейся на гигантской акватории. Уже 25 апреля площадь нефтяного пятна составила 1,5 тыс. кв. км. К 30 апреля пятно выросло до 10 тыс. кв. км. За первые дни мая площадь нефтяного загрязнения увеличилась еще в три раза и стала приближаться к побережью Луизианы и Алабамы. На некоторых островах в дельте Миссисипи было отмечено загрязнение нефтью прибрежных пляжей.
Таким образом, авария стала самой серьезной связанной с нефтью катастрофой в истории США с 1989 года, когда супертанкер Exxon Valdez столкнулся с другим судном у побережья Аляски, что привело к попаданию в Тихий океан 250 тыс. баррелей (34 тыс. тонн) нефти. Образовавшееся нефтяное пятно площадью 28 тыс. кв. км привело к загрязнению 2,1 тыс. км побережья.
Сейчас ВР активно пытается локализовать аварию — в район скважины направлены 700 сотрудников, 32 судна и четыре самолета. Также задействованы глубоководные роботы, которые должны заблокировать утечку нефти. Компания срочно бурит новую скважину, чтобы снизить давление в пластах. Параллельно с этим проводятся работы по сбору нефти с поверхности Мексиканского залива, в которых участвуют не только ВР, но и подразделения береговой охраны США. Однако спасательные работы осложняются плохой погодой со штормовыми волнами и заметным расстоянием от суши — Deepwater Horizon затонула в 80 км к югу от Луизианы.
Распространение нефтяного загрязнения превратилось в экологическую катастрофу для прибрежных штатов. Уже 29 апреля чрезвычайное положение было объявлено в штате Луизиана, а 30 апреля — во Флориде. На следующий день президент США Барак Обама объявил аварию «инцидентом национального назначения» и срочно вылетел в Новый Орлеан, организуя меры быстрого реагирования (в отличие от опыта предыдущего президента Джорджа Буша, который не принял срочных действий для ликвидации последствий урагана Катрина в 2005 году). Федеральные власти направили более 2 тыс. человек, 79 судов и два самолета для того, чтобы предотвратить нефтяное загрязнение побережья.
В результате аварии ожидаются серьезные снижения популяций более 400 видов животных, включая китов и дельфинов. Болота дельты Миссисипи являются одним из центров биологического разнообразия США и имеют десятки заказников и заповедников, которые могут пострадать из-за аварии. Некоторые из них оказались загрязнены нефтью еще в конце апреля. По оценкам экологов, от загрязнения только в наиболее уязвимых заказниках могут погибнуть 34 тыс. птиц, включая пеликанов — символов Луизианы.
Общие объемы финансовых потерь оцениваются в десятки миллиардов долларов. Так, только первоначальные оценки рыболовства и аквакультуры (в Мексиканском заливе выращивают 75% креветок и вылавливают 20% всей рыбы США) превышают 2,5 млрд долларов. Туристическая отрасль от Луизианы до Флориды может потерять до 3 млрд долларов. Также пострадают транспорт, торговля (порты Мексиканского залива являются важными для торговли с Латинской Америкой и Африкой, включая импорт нефти) и нефтедобыча. Белый дом ввел временный мораторий на новое бурение в прибрежных водах США до тех пор, пока не закончится расследование нынешнего инцидента. Это оказалось плохими новостями для нефтяников — в марте администрация Обамы отменила действовавший ранее мораторий на разведку нефти на шельфе. Однако министр внутренних дел США Кен Салазар заявил, что федеральные власти не собираются приостанавливать добычу на 30 тыс. буровых в американском секторе Мексиканского залива.
По оценке Merrill Lynch, за первые десять дней после аварии акции пяти компаний, связанных с аварией (кроме ВР это TransOcean, Anadarko Petroleum, Halliburton и Cameron International) потеряли 21 млрд долларов рыночной капитализации (около 10% стоимости). Потери компаний могут вырасти еще и по причине того, что они окажутся объектами судебных разбирательств. В результате аварии 1989 года Exxon пришлось выплатить компенсации и судебные издержки в 1 млрд долларов (первоначальная их сумма была установлена судом в размере 5 млрд долларов, но в судах более высокой инстанции сокращена). Exxon также затратила 2 млрд долларов на очистку побережья и прибрежных вод. По состоянию на 30 апреля против ВР уже подано четыре уголовных иска в штате Луизиана.